Можно ли самостоятельно справиться с депрессией?
В жизни каждого человека бывают периоды усталости, подавленного настроения, апатии – и это абсолютно нормальная реакция организма на переутомление, болезнь, неблагоприятные жизненные обстоятельства и другие стрессовые факторы. Но когда эти периоды затягиваются надолго, лишают сил, мешают радоваться жизни, возникают, казалось бы, на пустом месте – возможно, это признак такого заболевания, как депрессия.
Важно понимать, что депрессия – это не просто плохое настроение, а расстройство психики, которое без своевременного лечения приводит к возникновению серьезных проблем со здоровьем. Поэтому при подозрении на него следует обратиться к специалисту.
Почему возникает депрессия
В группу риска по развитию депрессии попадают люди с ненормированным режимом труда и отдыха, испытывающие недостаток сна, имеющие хронические заболевания или серьезные травмы, употребляющие психоактивные вещества.
  • Депрессия может возникать как ответная реакция на сложные жизненные ситуации, утрату близких людей.
  • Есть мнение, что депрессия может передаваться по наследству, хотя на данный момент не изучено, какие именно гены отвечают за ее возникновение.
  • Депрессия может сопровождать другие соматические состояния, такие как заболевания щитовидной железы и гормональные нарушения, онкологические заболевания, инсульт, инфаркт, диабет, болезнь Паркинсона и другие, при этом депрессивный фон значительно ухудшает течение многих хронических заболеваний.
  • Половое созревание, беременность, послеродовое состояние, менопауза – в эти периоды нарушается баланс биологически активных веществ в головном мозге, что также приводит к развитию депрессивных состояний.

• Для осенне-зимнего периода и весны характерно возникновение сезонной депрессии, связанное с изменением погодных условий и продолжительности светового дня.
Признаки, указывающие на наличие депрессии:
  • плохое настроение, которое сохраняется независимо от жизненных обстоятельств;
  • снижение активности и уровня энергии;
  • сложности с концентрацией внимания, быстрая утомляемость;
  • нарушения сна, аппетита, снижение либидо;
  • снижение самооценки;
  • возникающее без причины чувство вины, ненависти к себе, бесполезности
  • повышенная тревожность;
  • повышенная раздражительность или, наоборот, апатия;
  • снижение способности радоваться жизни, получать удовольствие от приятных вещей;
  • снижение социальной активности, отсутствие интереса к людям;
  • значительные колебания в весе — как в большую, так и в меньшую сторону;
  • наличие мыслей о самоубийстве.
Если у человека наблюдается не менее пяти из перечисленных симптомов на протяжении как минимум двух недель, с большой вероятностью имеет место депрессия и необходима консультация врача.
Виды депрессии
В зависимости от числа симптомов и их тяжести депрессия разделяется на:
  • 1
    легкую – присутствуют лишь некоторые симптомы, качество жизни пациента практически не страдает;
  • 2
    умеренную, которая проявляется в виде резкого снижения способности к осуществлению привычной деятельности;
  • 3
    тяжелую, при которой присутствуют все или почти все симптомы, качество жизни серьезно ухудшено, человек не может заниматься практически ничем из того, что ранее ему было доступно.
Что делать, если вы обнаружили у себя признаки депрессии
Даже легкая форма депрессии требует консультации специалиста, так как является заболеванием. Но существуют способы, которые наряду с лечением у психотерапевта помогут быстрее восстановиться:
  • Установите такой режим сна и бодрствования, при котором вы будете спать не менее 8 часов в сутки и засыпать не позднее 22:00.
  • Обеспечьте себе сбалансированное и разнообразное питание, при этом сведите до минимума употребление сахара, рафинированных продуктов и кофеина.
  • Займитесь физической активностью. Сегодня существует огромное количество направлений фитнеса, найдите то, что будете делать с удовольствием.
  • Заботьтесь о своем теле, принимайте ванну, ходите в баню или сауну, посещайте массажиста. Найдите время на расслабление.
  • Любые занятия, за исключением сидения за компьютером и перед телевизором, способствуют восстановлению нормальной работы мозга и нервной системы.
  • Контакты с окружающим миром являются одним из необходимых условий психического здоровья.
Депрессия не относится к состояниям, которые быстро проходят, нередко приходится проделать серьезную работу для того, чтобы она отступила. Но если вы чувствуете, что время идет, а состояние не улучшается или депрессия усиливается, то, возможно, следует принимать более серьезные меры, поддерживать организм медикаментозно. Какие шаги стоит предпринять и какие мероприятия будут наиболее эффективными – ответ на эти вопросы может дать только специалист.
Какой врач занимается лечением депрессии
В сложных случаях при выраженных проявлениях депрессии, наличии тяжелой сопутствующей патологии, а также если существует опасность суицида, может потребоваться лечение в стационаре. Большинство пациентов с депрессиями могут получать лечение в амбулаторных условиях.
В зависимости от ситуации врач подбирает медикаментозную терапию в сочетании с другими методами лечения. В последние годы все шире используется транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – немедикаментозное, неинвазивное воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. ТЛНС воздействует на стволовые структуры, в первую очередь на ретикулярную формацию, которая регулирует процессы возбуждения и торможения всего головного мозга. В результате нормализуется эмоциональный фон, улучшаются когнитивные функции (память, внимание, мышление), регуляция функций внутренних органов, в том числе сердечно-сосудистой системы, нормализуются циклы сна/бодрствования, улучшается переносимость физических, умственных и психических нагрузок. Потребуется от 5 до 20 сеансов ТЛНС, обычно в сочетании с психотерапевтической или медикаментозной коррекцией.

Если вы подозреваете у себя или у своих близких депрессию, первым шагом должно стать обращение к врачу.
В клинике реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» вы можете пройти консультацию специалистов: невролога, психиатра, психотерапевта. Это позволит правильно установить диагноз, выявить причины расстройства и определить тактику лечения.