Массаж
Лечебный массаж – это метод дозированного механического воздействия на поверхностные ткани вручную или специальными массажными приборами.

Какие проблемы решает

При воздействии массажа на организм возникают следующие положительные эффекты:
  • Улучшается кровообращение;
  • Улучшается лимфоотток, за счёт этого из мышц и других тканей выводятся продукты обмена веществ, нормализуются окислительно- восстановительные процессы, уменьшаются отёки;
  • Улучшается состояние мышц, нормализуется тонус, сократимость и возбудимость, вследствие этого функция мышц восстанавливается;
  • За счет воздействия на рецепторы кожи, мышц, связок формируется поток импульсов в головной мозг, что стимулирует его работу и восстановительные процессы.
Массаж отлично дополняет другие реабилитационные методики: ЛФК, кинезиокоррекцию, логопедические занятия, тейпирование, медикаментозное лечение и др.
Показания для массажа
Показания для массажа самые разнообразные:
  • Задержка физического развития у детей;
  • Периоды повышенных физических нагрузок и восстановление после них, например, у спортсменов;
  • Заболеваниях суставов, позвоночника, нарушения осанки;
  • С профилактической целью у здоровых взрослых и детей.
Как проходит процедура массажа

Массаж бывает ручной (классический, сегментарный, периостальный, точечный, соединительнотканный), аппаратный (вибрационный), с вспомогательными средствами (баночный). Наши специалисты владеют всеми этими техниками. Кроме того, они могут при необходимости использовать остеопатические или мануальные техники.
Классический массаж базируется на четырёх основных приёмах: поглаживании, растирании, разминании, вибрации.
В зависимости от зоны воздействия массаж проводится в положении сидя, лёжа на спине, животе или боку. В течение одного сеанса положение пациента может меняться.

В нашей клинике мы применяем массаж так называемых расширенных зон. Эти зоны сформированы по анатомическому и функциональному принципу:
1
Конечности одной стороны (например, левые или правые). Применяется при наличии гемипареза.
2
Верхняя часть: обе руки (с проработкой мышц, суставов), воротниковая зона, шейно-грудной отдел позвоночника. Используется при остеохондрозе шейно-грудного отдела, верхнем парапарезе, заболеваниях мышц и суставов рук.
3
Нижняя часть: обе ноги (с проработкой мышц, суставов), поясничный отдел позвоночника. Используется при остеохондрозе пояснично-крестцового отдела, нижнем парапарезе, заболеваниях мышц и суставов ног.
4
Вся спина + плечевые и тазобедренные суставы. Назначается при остеохондрозе позвоночника, нарушении осанки, других проблемах плечевого и тазового пояса.

Процедура длится 50 минут, за которые удается эффективно и качественно проработать все массажные зоны.

Отдельно следует выделить процедуру общего массажа.
Она охватывает обе руки, плечевые суставы, шейно-воротниковая зона, грудной отдел, поясничный отдел, тазобедренные суставы, обе ноги (передняя и задняя повержности), стопы. Длительность общего массажа – 1 час 20 минут. Процедура общего массажа по объёму и времени приравнивается к 1,5 процедурам массажа расширенных зон.

Массаж – это курсовое лечение. Обычно необходимо от 5 до 20 сеансов на курс.

Перед проведением курса массажа необходимо, чтобы пациента осмотрел врач. Это может быть невролог, ортопед, терапевт, педиатр, и др.
Врач оценит состояние здоровья пациента, выявит возможные противопоказания. Это особенно важно для пожилых пациентов или пациентов с сопутствующими заболеваниями, ведь лечебный массаж – это нагрузка на организм, в первую очередь, на сердечно-сосудистую систему.

Иногда лечащий врач может назначить дополнительное обследование, чтобы уточнить степень нарушения функций и выявить противопоказания / ограничения:
  • Лабораторные анализы
  • ЭКГ (электрокардиография), Холтеровское мониторирование
  • МРТ, КТ или рентгенография
  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • Ультразвуковое обследование: эхокардиография (ЭхоКГ), УЗИ внутренних органов, УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
  • Исследование вызванных потенциалов (ВП), электронейромиография (ЭНМГ)
  • Консультации других врачей
Противопоказания / ограничения
  • Болезни кожи (грибковые, инфекционные);
  • Острые инфекционные заболевания;
  • Повышенная температура тела;
  • Кровотечения и повышенная склонность к ним;
  • Гнойные процессы любой локализации;
  • Тромбофлебит, выраженное варикозное расширение вен;
  • Туберкулёз (для пролеченных и неактивных процессов требуется разрешение фтизиатра);
  • Остеомиелит;
  • Болезни крови;
  • Заболевания сосудов: аневризмы, ангиит, тромбоангиит;
  • Сыпь на коже в области воздействия;
  • Злокачественные опухоли;
  • Декомпенсированные соматические заболевания;
  • Некоторые психические расстройства.
Массаж при заболеваниях
Массаж при ДЦП
При ДЦП первично поражение ЦНС, мышечные нарушения являются вторичными. Поэтому массаж не является самостоятельным методом лечения таких пациентов, а должен применяться как дополнение и подготовка к ЛФК и кинезиокоррекции. Массаж улучшает кровоснабжение и трофику мышц, помогает восстановиться после ортопедических операций, уменьшает боль. В большинстве случаев используются методики классического массажа. Точечный массаж эффективен для улучшения функции руки, в том числе, точных движений кисти. При спастичности не применимы методы глубокого массажного воздействия на мышцы, т.к. это усиливает спастику за счёт включения рефлекса на растяжение мышц. Поэтому важно, чтобы специалист по массажу был достаточно квалифицированным для проведения процедуры таким пациентам. В нашей клинике специалисты по массажу обладают знаниями и опытом для работы с разными пациентами, в т.ч. при спастичности мышц.

Массаж при ДЦП должен включаться в каждый комплекс реабилитационного лечения. Обычно мы сочетаем массаж с кинезиокоррекцией, лечебной физкультурой, тейпированием, физиотерапией. Возможно обучение родителей приёмам массажа, который они будут проводить на дому самостоятельно.

Массаж при спастике
Массаж у пациентов со спастикой является дополнением к ЛФК, кинезиокоррекции. Массаж подготавливает спастичные мышцы к тренировке. Задачей массажа является расслабление мышц, поэтому используются приёмы поглаживания, крупного потряхивания, очень медленного и неглубокого разминания, воздействия на сегментарные зоны, а также точечный массаж по тормозной методике. Для скорейшего снижения спастичности мышц и стимуляции восстановления активных движений целесообразно сочетать занятия ЛГ с элементами точечного массажа.

Точечный массаж заключается в воздействии на «биологически активные точки». Он широко применяется в восточной народной медицине.

Точечный массаж способствует регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и нормализации реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов.

Различают «тормозной» и «стимулирующий» точечный массаж. Для понижения тонуса мышц используется «тормозной» метод; для стимуляции мышц с пониженным тонусом – «тонизирующий» метод.

«Тормозной» метод осуществляется путем постепенного наращивания интенсивности давления кончиком пальца (или эбонитовой палочкой) на избранную точку, задержкой его на оптимальной глубине с последующим постепенным снижением давления и прекращением его («выходом»). Воздействие на одну точку продолжается от 30 секунд до 2 минут. Эффект расслабления контролируется рукой, придерживающей конечность в дистальном отделе.

«Тонизирующий» метод заключается в нанесении кончиком пальца вибрирующих, коротких, быстрых раздражений последовательно в ряд точек, стимулирующих определенное движение.

Выбор точек «тонизирующего» или «тормозного» метода массажа определяется степенью гипертонуса и наличием мышечных контрактур. Существует топография рекомендуемых точек. Для поиска активных точек применяется индивидуальная для каждого больного единица измерения –ЦУНЬ. Осуществляется воздействие на ряд точек в сочетании с пассивными движениями, выполняемыми методистом, проводящим точечный массаж. Пассивные движения делают ритмично, в спокойном, медленном темпе и в таком объеме, чтобы не вызвать боли или усиления ригидности при спастике. Объем движений постепенно увеличивают, темп ускоряют в зависимости от субъективных ощущений пациента и степени испытываемого сопротивления.

Важно выбрать удобную для пациента позу, которая сама по себе способствовала бы расслаблению спастически напряженных мышц.

Глубокий массаж и другие грубые воздействия не применяются, т.к. это усиливает спастику. Специалист по массажу должен знать особенности проведения процедуры у пациентов со спастичностью мышц. В нашей клинике все специалисты обучены и имеют большой опыт работы со спастикой.
Массаж при последствиях инсульта
Массаж является вспомогательным методом восстановительного лечения при последствиях инсульта.

В раннем восстановительном периоде, когда состояние пациента стабилизировано, основными задачами являются развитие активных движений, снижение спастичности, преодоление синкинезий, улучшение ходьбы, повышение толерантности к нагрузкам, восстановление самообслуживания. Для этих целей массаж должен применяться избирательно: для снижения тонуса спастичных мышц и повышения тонуса мышц-антагонистов. Методики массажа при спастичности см. в предыдущей статье.

Наиболее эффективными в плане реабилитации является период после стабилизации состояния и до 6-12 месяцев от момента инсульта. В это время реабилитационные мероприятия проводятся наиболее интенсивно. Массаж помогает подготовить пациента к различным тренировкам на восстановление функции сидения / стояния / ходьбы, укрепление мышечной силы, преодоление спастичности. Также важной задачей является профилактика контрактур, улучшение трофики тканей в парализованных конечностях. Поэтому массаж неотделим от занятий ЛФК, кинезиокоррекции, физиотерапии, мероприятий по уменьшению спастичности.

В более поздние сроки (спустя год и более) после инсульта восстановительное лечение может быть не так эффективно, чем в первые 12 месяцев. В тот период основной целью является улучшение подвижности, повышение самостоятельности пациента в быту, постепенное повышение переносимости нагрузок. У некоторых пациентов уже успевают развиться контрактуры суставов, требующие зачастую хирургической коррекции. Массаж в отдалённые сроки после перенесения инсульта выполняется в соответствие с состоянием пациента и наличием параличей, спастики, контрактур и т.д.

Массаж после инсульта – это сложная процедура, которая требует понимания особенностей протекания этого заболевания. С такими пациентами должны работать только те специалисты, которые имеют достаточный опыт и квалификацию. Следует учесть, что проявления заболевания могут быть разные, поэтому методики, в том числе, массажные, подбираются индивидуально.
Массаж входит в программы:
Стоимость разовых услуг
1. Массаж 1 зоны
2. Общий массаж
Массаж – это один из самых востребованных и любимых пациентами методов лечения. Для качественной реабилитации мы используем профессиональный лечебный массаж в комплексе с другими восстановительными методиками.

Убедитесь в этом! Пройдите реабилитацию в нашей Клинике!