пн-сб: C 9:00 до 20:00
вс: - выходной
Задержка развития
Принципы реабилитации пациентов с задержкой развития:


Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» специализируется на лечении детей с задержкой двигательного, психического и речевого развития. Мы разработали эффективные комплексы по преодолению отставания у детей с разными формами задержки развития, быстрому запуску речи у неговорящих.

Индивидуальный подход
У каждого пациента есть свой лечащий врач – невролог, психотерапевт или логопед в зависимости от превалирующих нарушений. Он знает о пациенте и его заболевании всё, при необходимости может внести корректировки в курс лечения на любом этапе. Задержка развития имеет разную причину и выраженность. В зависимости от возраста одни и те же симптомы могут быть нормой или являться нарушением. Поэтому пациенты нуждаются в тщательной диагностике и подборе подходящих для данного случая методов коррекции. При подозрении на задержку развития мы исследуем двигательный, речевой и психологический статус каждого ребёнка, разрабатываем комплекс, направленный на коррекцию именно этих нарушений. По окончании курса лечения выдаются индивидуально разработанные рекомендации.
Лечение – это всегда комплекс
Задержка развития в той или иной степени касается двигательных, речевых и психических функций.

При задержке физического (моторного) и умственного развития используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), кинезиокоррекция, массаж, физиотерапия. При необходимости, мы дополнительно используем тейпирование.

Для коррекции гиперактивности и импульсивности также используется лечебная физкультура (ЛФК) в сочетании со стабилометрией с биологической обратной связью (БОС), релаксационные сессии, медикаментозное лечение.

Нарушения речи и глотания требуют консультации логопеда. Логопедическая коррекция может устранить эти проблемы.

Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, нарушений сна используют разнообразные методики психотерапевтической коррекции. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психотерапевт. Зачастую требуется консультация психотерапевта не только самому пациенту, но и его близким, в первую очередь, родителям. Лечение не заканчивается пребыванием в клинике, оно должно продолжаться всё время. Именно поэтому родители и близкие должны быть правильно подготовлены, обучены. Ребёнок с задержкой развития особенно сильно нуждается в поддержке и внимании со стороны родителей, так как должен усиленно заниматься, чтобы догнать своих сверстников.

Когнитивные функции, как и любые другие, можно тренировать. У нас в Клинике используются методики когнитивных тренировок на специальных тренажерах.

Иглорефлексотерапия (ИРТ)
традиционно используется для лечения различных неврологических заболеваний, в том числе, сопровождающихся задержкой развития. Мы применяем ИРТ для улучшения адаптационных возможностей, повышения толерантности к умственным и физическим нагрузкам, регуляции эмоционального состояния.

Задержка развития может возникать вследствие различных неврологических или психических заболеваний (наследственные заболевания, аутизм, ДЦП, последствия травм головного мозга и др.), поэтому требуется лечение основного заболевания.
Инновационные методики
Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в реабилитации пациентов с разными вариантами задержки развития. Применение ТЛНС позволяет в короткие сроки сформировать двигательные навыки, повысить ресурсы усвоения и запоминания информации, мыслительные процессы, толерантность (переносимость) умственных и физических нагрузок, улучшает эмоциональный фон. ТЛНС стимулирует образование новых связей между различными участками ЦНС, повышает активность коры головного мозга, улучшает работу органов чувств (слух, зрение). Применение ТЛНС способствует закреплению достигнутых результатов в период между курсами лечения.
Преемственность и повторяемость
Реабилитация необходима всем детям с задержкой развития, пока нарушения существуют. Наибольшая эффективность по преодолению отставания возможна до того, как мозг окончательно сформируется, т.е. до 8 лет. Далее улучшения возможны, но лечение протекает сложнее и требуется больше усилий. Адаптацию пациентов, обучение их навыкам самообслуживания и коммуникации нужно проводить в любом возрасте и при любой степени нарушений. При выписке мы даем подробные индивидуально разработанные рекомендации по самостоятельным занятиям. Курсы лечения в Клинике в разном возрасте необходимо повторять от 2 до 4-6 раз в год.
Иногда на пути развития малыша возникают препятствия, и тогда он начинает отставать и не справляться. Но Природой задумано так, что мозг ребёнка пластичен. Если ему вовремя помочь, то любые препятствия можно преодолеть.
Мы знаем, как вам помочь
Мы это умеем
Мы всегда достигаем результата
Мы профессионалы и постоянно повышаем свою квалификацию
Мы заботимся о наших пациентах
Записаться на консультацию
Подробнее о задержке развития у детей
Задержкой развития считают отставание ребёнка от возрастной нормы в формировании умений и навыков, связанных с двигательной, умственной или речевой активностью.
Задержка речевого развития (ЗРР)
Нормальное речевое развитие в зависимости от возраста:

2 месяца:
  • кряхтит;
  • простое гуление "а-а-а, э-э-э, ы-ы-ы", "бу-у, гу-у, ге-е";
  • появляются различия в крике (например, разный крик от голода и мокрых пеленок);
  • следит за предметами, поворачивает голову в сторону звука;
  • улыбается тем, кто с ним общается.
3-4 месяца:
  • перестает кряхтеть;
  • начинается истинное гуление;
  • вслушивается в свои звуки, произносит их протяжнее и разнообразнее;
  • длительно всматривается в окружающее;
  • смеётся.
5-8 месяцев:
  • появляется лепет: сочетания гласных и согласных: "ба-ба, ма-ма, па-па";
  • подражает звукам взрослых;
  • пытается привлечь внимание звуками, тренирует слух и артикуляцию;
  • произносит звуки г, к, д, т.
9-10 месяцев:
  • начинает понимать речь;
  • использует звукоподражательные слова: "ав-ав", "мяу".
К году:
  • словарный запас 6-8 слов;
  • произносит фонемы: а, у, э, и; м, п, т, г, к, б, в, д;
  • произношение нечёткое, заменяет звуки в разнослоговых словах.
К полутора годам:
  • словарный запас до 15 слов;
  • произношение нечёткое.
1,5-2 года:
  • словарный запас более 50 слов;
  • использует существительные (их больше всего) в косвенных падежах, во множественном числе, глаголы повелительного наклонения, наречия, личные местоимения;
  • строит фразы из двух слов.
К двум годам:
  • словарный запас 200-300 слов.
2-3 года:
  • правильно произносит гласные а, и, о, у;
  • звук ы может быть похож на э;
  • может заменять сложные звуки на более простые: т->д, с->з;
  • может игнорировать трудные звуки ш, ж, л, р;
  • правильно использует слова, обозначающие предметы обихода, называет животных и знает особенности их поведения;
  • усваивает падежные окончания существительных, прилагательных;
  • употребляет служебные слова, предлоги (в, на, с, у), союзы (и, а, когда, чтобы, если).
3-4 года:
  • словарный запас 1000 слов;
  • говорит без умолку;
  • увеличивается количество глаголов;
  • рассказывает о себе, о том, что произошло;
  • может заменять и пропускать звуки р, л, ш, ж, с, з;
  • активно общается с родителями;
  • развивается мышление, творческое воображение.
4-5 лет:
  • словарный запас 2000 слов;
  • употребляет слова "мой", "твой";
  • не умеет обобщать (не может одним словом назвать дуб, берёзу и ель);
  • речь более грамотная, но допускает ошибки;
  • фразы и предложения из 3-4 слов;
  • трудности со звуками р, л, шипящими, но пропуски случаются реже;
  • общается с посторонними, задаёт много вопросом (период "почемучек").
5-6 лет:
  • словарный запас 3000 слов;
  • фразы более развернутые;
  • ошибок меньше;
  • правильная интонация, выразительность речи, паузы;
  • знает звуки в слове, может подбирать слова на заданный звук;
  • развивается речевое дыхание (на выдохе может тянуть гласные 5-7 секунд);
  • может допускать ошибки (редко) в звуках с, ш, з, ж, ч, ц, р, л;
  • внимательно слушает;
  • может обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • точно формулирует свои мысли;
6-7 лет:
  • словарный запас 4000-5000 слов;
  • строит фразы и предложения до 10 слов;
  • употребляет абстрактные и обобщающие понятия;
  • возможны ошибки в употреблении слов;
  • правильно произносит все звуки, в т. ч. р и л;
  • может говорить тише-громче;
  • при убыстрении темпа речи может "глотать" слова;
  • из-за смены зубов нарушается дикция.
К 7 годам:
  • произношение правильное, речь чёткая, разборчивая;
  • произвольно может менять громкость и высоту голоса, темп речи;
  • способен к диалогу, излагает свои мысли логично, последовательно.

Если вы заметили отклонения, следует обратиться к специалисту – логопеду-дефектологу.

Возможно, нарушения являются особенностью ребёнка и пройдут самостоятельно, но лучше, если его будет наблюдать специалист и при необходимости окажет соответствующую помощь.

Кроме методов логопедической коррекции детям с ЗРР необходимо проводить лечебную физкультуру (ЛФК), психологическое тестирование и психотерапевтическую коррекцию (по показаниям). В нашей клинике доказал свою высокую эффективность при коррекции речевых нарушений метод транслингвальной нейростимуляции (ТЛНС). В некоторых случаях по рекомендации невролога или психотерапевта мы проводим медикаментозное лечение, физиотерапию, рефлексотерапию.

Без коррекции задержка речевого развития может трансформироваться в задержку психоречевого развития (ЗПРР), что значительно затрудняет лечение и реабилитацию таких пациентов.

Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
Речевое и психическое развитие тесно связаны: при врождённых проблемах психического и неврологического характера у ребёнка с большой вероятностью возникнет задержка речевого развития. И наоборот, если вовремя не скорректированы речевые нарушения, то ребёнку будет сложнее общаться и развиваться, таким образом, к задержке речевого развития может присоединиться и психическое отставание.

Как известно, основные функции головного мозга формируются к 8 годам, поэтому очень важно выявить и по возможности устранить нарушения развития до этого возраста.

О возрастных особенностях развития речи см. в предыдущей статье. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание при подозрении на ЗПРР:
  • К 4 месяцам ребёнок не улыбается, отсутствует реакция на родителей.
  • К 9-12 месяцам ребёнок молчит, хотя должен вовсю лопотать: «мама», «баба» и т.д.
  • К 1,5 годам не говорит даже простых слов, не понимает обращения, например, простые команды «дай», «бери», «пусти» и др.; есть проблемы с жеванием (пережёвыванием) пищи.
  • К 2 годам словарный запас пополняется, но с большим трудом, хотя в этом возрасте ребёнок всё должен схватывать на лету.
  • К 2,5 годам не может складывать слова в простые фразы; не понимает названий обычных предметов.
  • К 3 годам ребёнок не понимает, что ему говорят, толком не может сам говорить, не может составить предложение из отдельных слов, часто просто повторяют сказанное за родителями (эхолалия).

Независимо от возраста, для детей с ЗПРР характерны следующие проявления:
  • Нарушение внимания, гиперактивность;
  • Замедление мышления;
  • Быстрая утомляемость (физическая, умственная);
  • Поведенческие нарушения, вспышки агрессии;
  • Слюнотечение, незакрывающийся полностью рот.

ЗПРР в той или иной степени имеет каждый пятый ребёнок. Детям с ЗПРР трудно общаться со сверстниками, играть, приобретать знания и навыки. Они посещают специальные коррекционные детские сады. Если проблема выявлена своевременно и проведена правильная коррекция нарушений, то в большинстве случаев удаётся преодолеть отставание и в дальнейшем дети могут учиться в обычной школе.

ЗПРР может сочетаться с отставанием в физическом развитии.
Задержка психического развития (ЗПР)
Проявляется нарушением когнитивных функций (память, внимание, интеллект), а также проблемами в эмоциональной и волевой сфере.

ЗПР формируется вследствие наличия наследственных заболеваний, заболеваний ЦНС (перинатальная патология, ДЦП, травмы, инфекции и проч.), под влиянием негативных психо-социальных условий (невнимание родителей, отсутствие общения с другими детьми, психотравмы), вследствие других тяжёлых заболеваний, ослабляющих организм и ограничивающих общение.

Симптомы ЗПР:

  • Отсутствие элементарных навыков, характерных для возраста ребёнка: одевание, еда, личная гигиена, пользование туалетом;
  • Сложности в общении, замкнутость;
  • Агрессия, тревожность.

ЗПР может сочетаться с аутическими расстройствами. В этом случае основными проявлениями являются коммуникативные нарушения: ребёнок не вступает в эмоциональный контакт, приступы агрессии зачастую направлены на себя (кусает, бьёт себя), избегает общения, не может играть, часто уединяется, при этом может совершать стереотипные движения (раскачиваться, ходить по кругу и проч.) или бессмысленные действия (расставлять в определённом порядке предметы и проч.).

Если признаки ЗПР сохраняются к школьному возрасту, то ребёнку, скорее всего, будет поставлен диагноз олигофрения.

Для олигофрении характерно отсутствие прогрессирования когнитивных нарушений. Социальный уровень бывает выше интеллектуального, поэтому у пациента возможно развить навыки самообслуживания и простые социальные функции. В лёгких случаях удаётся обучить начальной грамоте (счёт, письмо, чтение, рисование, ручной труд).

Олигофрения может быть трёх степеней:

I степень: IQ 50-69, это лёгкая степень, ранее использовался термин дебильность. Характерны: плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость.

II степень: IQ 35-50, соответствует лёгкой или умеренной имбецильности. Характерно минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, скудный словарный запас, нарушения мелкой моторики, низкая способность к освоению простейших действий.

III степень:
IQ 20-35, тяжёлая имбецильность. Проявления аналогичны степени III, но более выражены.

IV степень: IQ <20, соответствует степени идиотии в ранее применявшейся классификации. Характеризуется отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него, так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли. Характерный симптом — многократное механическое повторение одного движения или состояние полной неподвижности на длительный промежуток времени.

При лёгкой степени олигофрении детей удаётся адаптировать к обычной жизни. Они могут получить начальное образование и освоить простые профессии. II степень: возможно обучить элементарным навыкам самообслуживания. III - IV степень: себя не обслуживают, нуждаются в уходе.
Задержка моторного развития (ЗМР)
В отличие от предыдущих форм, ЗМР довольно легко распознать ещё в самом раннем возрасте.

Задержкой моторного (двигательного, физического) развития являются следующие нарушения:

  • В возрасте 1 месяца ребёнок не держит голову или держит её менее 30 секунд;
  • В 2 месяца не способен поднять голову на 5 см от горизонтальной поверхности;
  • В 3 месяца не держит голову в горизонтальном и вертикальном положении в течение 1 минуты;
  • В 4 месяца не пытается приподняться из положения лёжа на животе;
  • В 5 месяцев не переворачивается с живота на спину;
  • В 6 месяцев не тянется к игрушкам;
  • В 7 месяцев не садится и не может удерживать положение сидя ни самостоятельно, ни с помощью;
  • В 8 месяцев не умеет ползать задом;
  • В 10 месяцев не может уверенно сидеть, стоять у опоры;
  • В 1 год не может самостоятельно сделать хотя бы пару шагов;
  • В 2 года всё ещё неуверенно ходит, много падает.

При наличии ЗМР необходимо проводить курсы лечения с применением ЛФК, массажа, физиотерапии. Высокую эффективность имеет метод транслингвальной нейростимуляции (ТЛНС), который позволяет эффективно нормализовать мышечный тонус, облегчает формирование и закрепление двигательных навыков, улучшает переносимость нагрузок.

Движение – это один из способов познания мира для ребёнка. Двигательные ограничения могут привести к задержке психического и речевого развития.
Задержка психомоторного развития (ЗПМР)
Это сочетание отставания в физическом и психическом развитии.

I степень ЗПМР: преобладает задержка двигательных навыков, психическое и речевое развитие страдает в меньшей мере. Высокая вероятность полностью скомпенсировать отставание, поэтому требуется интенсивная реабилитация с целью максимальной компенсации функций.

II степень: отставание по всем навыкам. Результаты лечения хорошие, но замедленность движений, мыслительных и речевых функций будет сохраняться.

III степень: отставание не менее чем на два возрастных периода. Цель реабилитации – адаптация, обучение элементарным двигательным и речевым навыкам, развитие интеллекта.

Эффективность реабилитационных мероприятий напрямую зависит от причины нарушений. У запущенных детей отставание в развитии будет скомпенсировать легче, чем у ребёнка с наследственной патологией или другим поражением ЦНС.

Диагностика задержки развития


Основным методом диагностики является подробное изучение двигательной функции, социальных навыков и самообслуживания, речи (понимание, моторная речь, чтение, письмо, счёт), психологическое тестирование и сравнение результатов с возрастной нормой. Для отдельных функций и разных возрастов разработаны специальные тесты. Кроме возрастных критериев важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, чтобы, с одной стороны, обнаружить нарушения и не упустить время, с другой стороны, не назначать ненужных процедур.

Требуется большой опыт, чтобы отличить норму от патологии, если речь идёт о детях с задержкой одной или нескольких форм развития. В нашей клинике работают специалисты, имеющие высокую квалификацию в данном вопросе. Ребёнка осмотрит невролог, логопед, психолог, при необходимости – ортопед, психотерапевт, педиатр, врач ЛФК. Будет составлена такая программа, которая необходима именно этому малышу.

Для того, чтобы установить причину задержки развития, может потребоваться дополнительное обследование:

  • Лабораторные анализы
  • МРТ (КТ) головного мозга
  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография), УЗИ внутренних органов, щитовидной железы
  • Исследование вызванных потенциалов (ВП), электронейромиография (ЭНМГ)
    Программы лечения, которые могут подойти пациентам с задержкой развития:
    Записаться на консультацию
    Малышу с отставанием в развитии постигать этот мир бывает тяжелее, чем его сверстникам. Задача родителей – поддержать его в самом начале пути. Не упустите время, пройдите реабилитацию в нашей Клинике!