пн-вс: с 9:00 до 20:00
Без выходных
Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» специализируется на лечении детей и взрослых с нарушениями речи. У нас работают опытные логопеды-дефектологи, сертифицированные в области медицины. Мы разработали и эффективно применяем комплексы по быстрому запуску речи, коррекции врождённых и приобретенных речевых нарушений.

Как проходит лечение в нашей клинике
Лечащий врач
Лечащий врач
Консультация невролога
Диагностический блок
Диагностический блок
Консультации смежных специалистов, назначение дополнительных лабораторных и функциональных обследований для постановки окончательного диагноза и выявления состояния пациента
    Лечебный блок
    Лечебный блок
    Комплекс лечебных меропритий, подобранный индивидуально для каждого клиента
    Выписной эпикриз
    Выписной эпикриз
    По окончании лечения
    Рекомендации
    Рекомендации
    Комплекс занятий для самостоятельного выполнения, индивидуальные реконмедации
    Речевые проблемы очень трудно скрыть, они всегда заметны. Люди с речевыми нарушениями почти всегда испытывают моральные страдания, остро чувствуют свой дефект.
    • Мы знаем, как вам помочь!
    • Мы это умеем и всегда достигаем результата.
    • Мы профессионалы и постоянно повышаем свою квалификацию.
    • Мы заботимся о наших пациентах!
    Записаться на консультацию
    Подробнее о различных видах речевых нарушений

    Речь – это общение посредством языка.

    Нарушение речевой функции может возникнуть вследствие повреждения на любом из этапов:

    Слух → Глухота
    Понимание → Афазия
    Мышление и поиск слов → Афазия
    Голосообразование → Дисфония
    Артикуляция → Дизартрия
      Формы речевой деятельности:

      1. Экспрессивная речь:
      • Экспрессивная устная речь (произношение);
      • Экспрессивная письменная речь (письмо).
      2. Импрессивная речь:
      • Импрессивная устная речь (понимание);
      • Импрессивная письменная речь (чтение).

      Соответственно, могут встречаться нарушения как экспрессивной (произношение, письмо), так и импрессивной (понимание, чтение) речи. Также нарушения речи можно разделить на врождённые и приобретённые.

      Виды речевых расстройств

      У детей самым частым речевым нарушением является задержка речевого развития, алалия, алексия,
      у взрослых – нарушение уже сформировавшейся речи (афазия).

      Алалия - недоразвитие всех форм речевой деятельности в детском возрасте (относится к врождённым состояниям).

      Алалия бывает моторная (экспрессивная) и сенсорная (импрессивная). Иногда встречается сенсомоторная алалия (комбинированная).

      Моторная алалия проявляется затруднением говорения, снижением или отсутствием речевой активности. При этом понимание речи не нарушено. У таких детей пассивный словарный запас существенно больше, чем активный. Для компенсации речевой недостаточности они часто используют мимику, жесты. В их речи есть большое количество ошибок, неправильного произношения, замены или пропуска звуков, упрощений (лепетных слов).

      Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, как следствие – нарушается и собственная речь ребенка. Такие дети плохо реагируют на обращенную речь, для привлечения их внимания зачастую необходим тактильный контакт. Создаётся впечатление, что у ребёнка снижен слух. Иногда таким детям ошибочно ставят диагноз умственной отсталости. Они часто автоматически повторяют слова (эхолалия), их собственная речь содержит неправильные с грамматической точки зрения конструкции (аграмматизм), используют лепетные слова. В тяжелых случаях бывает полное отсутствие собственной речи.

      Алалия часто сопровождается психическими и поведенческими нарушениями: дети плохо запоминают информацию, плохо учатся, импульсивны, непослушны, или наоборот, застенчивы, обидчивы, плаксивы. У них практически всегда есть трудности с обучением, чтением, письмом.

      Задержка речевого развития (ЗРР): в целом проявления такие же, как при алалии. Отличие в том, что алалия возникает на фоне заболеваний центральной нервной системы, а при ЗРР признаков органических нарушений со стороны головного мозга не выявляется. При ЗРР, как правило, страдает умственное развитие.

      Дислалия - неправильное произношение звуков – иногда нескольких, а иногда и практически всех. Относится к наиболее распространенным логопедическим нарушениям у детей в возрасте от 4 лет. Данный диагноз ставится в случае, если у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту, слова согласовываются по родам, числам и падежам и отсутствуют проблемы с построением фраз и предложений.
      Афазия – приобретенное нарушение уже сформировавшейся речи. При различных формах афазии может страдать экспрессивная речь (моторная афазия), импрессивная речь (сенсорная афазия) или все формы речевой деятельности (глобальная афазия).

      Афазия развивается при поражении различных участков коры головного мозга, отвечающих за регуляцию работы мышц речевого аппарата, распознавание речи, слухоречевую память и семантику (понимание длинных или сложных речевых конструкций), оптико-мнестические функции (узнавание и называние предметов).

      Афазия может развиваться остро, например, вследствие инсультов или травм головного мозга, или постепенно, например, при хронической мозговой недостаточности, опухолях, дегенеративных заболеваниях, хронических интоксикациях и т.д.
      Аграфия – утрата способности правильно писать при сохранённой двигательной функции руки.

      Алексия утрата способности читать и узнавать написанное при сохранном зрении. Алексия может быть полная или частичная.

      Дизартрия – это расстройство артикуляции, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата (дыхательных мышц, голосовых связок, гортани, нёба, языка, губ), их тонуса и/или координированной работы.

      Причинами дизартрии могут быть поражения двигательных зон коры головного мозга при инсультах, поражения проводящих путей к речевым мышцам в стволе головного мозга, поражения ядер черепных нервов или самих нервов, управляющих речевыми мышцами (при боковом амиотрофическом склерозе, миастении, инсультах).

      Также дизартрия возникает при поражениях мозжечка (рассеянный склероз, черепно-мозговая травма, алкоголизм, наследственные заболевания). У таких пациентов речь становится отрывистой, «скандированной». При болезни Паркинсона дизартрия развивается по гипокинетическому типу (замедленная, не модулированная по высоте, монотонная, сочетается с дисфонией).

      Бывают также гиперкинетические формы дизартрии, которые могут сопровождаться отдельными выкрикиваниями, нарушением темпа речи, нечеткостью, невнятностью. В отличие от афазии, при дизартрии не страдает содержательная сторона речи, нет нарушения понимания речи, не нарушено письмо (может меняться почерк, если страдает тонус мышц или координация движений, но возможность излагать мысли в письменной форме сохранена).
      Дисфония – нарушение звучности голоса (пациент говорит очень тихо, осиплость голоса). Если звучности нет совсем (пациент говорит шёпотом), то такое состояние называется афония. Дисфония развивается вследствие поражения голосовых связок (при ларингите), при нарушении их иннервации (поражения блуждающего нерва, миастения) либо при психических расстройствах (истерия).

      Дисфония у лиц голосовых профессий. Наиболее чувствительны к нарушениям голоса люди, чьи профессии связаны с речевой (голосовой) деятельностью: педагоги, актёры, певцы и др. Если человек постоянно испытывает значительные речевые и голосовые нагрузки, у него формируется перенапряжение мышц голосовых связок, сопровождающееся хроническим воспалительным процессом. Таким людям необходимо периодически проходить курсы профилактической коррекции с опытным логопедом или фониатром, а также своевременно лечить любые острые заболевания. В нашей клинике вы можете обратиться к логопеду с большим опытом ведения пациентов голосовых профессий – Смирновой Ольге Леонидовне.
      Мутизм – расстройство инициации речи, которое проявляется полным молчанием. В отличие от афазии, пациенты с мутизмом не разговаривают, но могут писать. Мутизм наиболее часто встречается при аутизме, психических заболеваниях (истерии, шизофрении), при параличе голосовых связок.

      Нарушения темпа и ритма речи. К ним относятся тахилалия, при которой наблюдается ускоренное произношение слов; брадилалия, при которой произношение, наоборот, замедлено; полтерн (спотыкание); заикание.

      Ринолалия – гнусавость голоса, говорение «в нос». Развивается при врождённых дефектах мягкого и твёрдого нёба, а также при заболеваниях, сопровождающихся слабостью (парезом) мышц мягкого нёба, например, после стволовых инсультов, при боковом амиотрофическом склерозе (БАС). У таких пациентов также нарушается глотание и фонация.
      Диагностика нарушений речи
      Опытный специалист-логопед выявляет нарушения речи, определяет вид нарушений, их тяжесть.

      В большинстве случаев требуется установить причину нарушений, поэтому логопед может порекомендовать дополнительное обследование:

      • Консультация невролога
      • Консультация психотерапевта или психиатра
      • Консультация психолога
      • Консультация ЛОР-врача
      Принципы реабилитации пациентов с речевыми нарушениями
      Нарушение речи при заболеваниях
      Записаться на консультацию
      Речь – это способ познания мира, средство коммуникации, которое развивает интеллект, формирует личность. А ещё это комфорт и радость общения. Общайтесь на здоровье! Пройдите реабилитацию в нашей Клинике!