Опытный логопед-дефектолог использует целый арсенал всевозможных методик логокоррекции. Это специальные тренажёры, логопедический массаж, методические материалы для визуального, звукового, тактильного восприятия. Как правило, пациенту требуется набор различных логопедических методик.
Обычно речевые нарушения проходят на фоне задержки развития, различных неврологических или психических заболеваний (аутизм, ДЦП, последствия инсультов, последствия травм головного мозга и др.), нарушений слуха, врождённых дефектах развития. Поэтому требуется лечение основного заболевания, вызвавшего речевые нарушения.
- Если речевые нарушения сочетаются с двигательными (например, при ДЦП, последствиях инсультов), используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК) и кинезиокоррекция. Это особенно актуально для тех пациентов, у которых речевые нарушения сочетаются с нарушением функции кисти (правой у правшей), т.к. в головном мозге речевая область и область, отвечающая за руку, находятся рядом. При любых речевых нарушениях необходима специальная логопедическая гимнастика и дыхательные упражнения. Есть специальные упражнения для восстановления глотания и голоса.
- У пациентов с дизартрией часто нарушается координация движений и равновесие. Им необходима стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).
- Для улучшения кровообращения и функции мышц, участвующих в артикуляции, глотании, голосообразовании и дыхании используется массаж и физиотерапия.
- Нарушения поведения, задержка психического развития у детей, когнитивные нарушения требуют обязательной консультации психотерапевта. Эффективная психотерапия улучшает психологическое и эмоциональное состояние, уменьшает тревожность, депрессию, нарушения сна, улучшает когнитивные функции, повышает мотивацию пациента на лечение.
- Медикаментозная терапия используется в комплексном лечении заболеваний, вызвавших речевые нарушения. Подбор медикаментозной терапии делает врач невролог, психотерапевт, психиатр, терапевт или педиатр.