Принципы абилитации и реабилитации ДЦП:

Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» специализируется на лечении детей и взрослых с ДЦП. У нас разработан и эффективно применяется комплекс абилитационных и реабилитационных мероприятий при ДЦП.

Индивидуальный подход
У каждого пациента есть свой лечащий врач – невролог. Он знает о пациенте и его заболевании всё, при необходимости может внести корректировки в курс лечения на любом этапе. Главное – это результат. По окончании курса лечения выдаются индивидуально разработанные рекомендации.
Лечение – это всегда комплекс
С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:

• Для коррекции двигательных нарушений, восстановления мышечной силы, мелкой моторики, преодоления дистонических проявлений и гиперкинезов, а также при наличии ортопедических проблем (сколиоз, контрактуры, укорочения сухожилий и др.), задержке умственного и физического развития используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), кинезиокоррекция.
  • Для пациентов с нарушенными функциями сидения, стояния или ходьбы занятия проводятся на специальных столах сидя или лёжа, с применением удерживающих и поддерживающих устройств. Также проводится обучение родственников, осуществляющих уход, правильным приёмам обслуживания пациентов с двигательными нарушениями, консультации по подбору дополнительных приспособлений для облегчения передвижения, ортезов, корсетов и проч.
  • У пациентов с нарушениями равновесия и походки применяется стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).
  • При наличии спастичности мышц зачастую требуется локальная инъекционная терапия (ЛИТ) – блокады с ботулотоксином.
  • Для улучшения кровообращения, уменьшения боли и восстановления мышечного тонуса широко используется массаж и физиотерапия. При необходимости, мы дополнительно используем тейпирование.
  • Нарушения речи и глотания требуют консультации логопеда. Логопедическая коррекция может устранить эти проблемы.
  • Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методики психотерапевтической коррекции. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психотерапевт. Зачастую требуется консультация психотерапевта не только самому пациенту, но и его близким, в первую очередь, родителям, если речь идёт о ребёнке. Лечение не заканчивается пребыванием в клинике, оно должно продолжаться всё время. Именно поэтому родители и близкие должны быть правильно подготовлены, обучены. Кроме того, ребёнок с ДЦП особенно сильно нуждается в поддержке и внимании со стороны родителей, поэтому их эмоциональное состояние должно быть стабильным, чтобы им хватало терпения и тепла для своего особенного ребёнка.
  • Релаксационные методики: массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
  • Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.
Инновационные методики
Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в лечении заболеваний центральной нервной системы, в том числе, при ДЦП. Применение ТЛНС позволяет в короткие сроки улучшить мышечный тонус, увеличить силу мышц, восстановить плавность и координированность движений, улучшить речь или инициировать её запуск. Применение ТЛНС способствует закреплению достигнутых результатов в период между курсами лечения. Кроме того, ТЛНС положительно влияет на когнитивные фикции, такие как концентрация внимания, память, мышление, помогая преодолевать отставание в развитии и улучшая переносимость нагрузок в процессе обучения.
Преемственность и повторяемость
ДЦП отличается от многих других поражений нервной системы тем, что течение этого заболевания стабильное, без ухудшений. При правильном подходе некоторые функции возможно развить или улучшить. Важно поддерживать достигнутые результаты. Для этого при выписке мы даем подробные индивидуально разработанные рекомендации. Курсы лечения необходимо повторять, как правило, 2-3 раза в год.
Программы лечения, которые могут подойти пациентам с ДЦП:
Те семьи, которые столкнулись с проблемой ДЦП, нуждаются в особом внимании и кропотливом поиске индивидуального подхода к решению их проблем. Только так можно добиться, чтобы ребёнок с ДЦП максимально реализовал все свои, пусть и ограниченные в чём-то, возможности.
• Мы знаем, как вам помочь!
• Мы это умеем и всегда достигаем результата.
• Мы профессионалы и постоянно повышаем свою квалификацию.
• Мы заботимся о наших пациентах!
Подробнее о ДЦП
В России распространённость ДЦП составляет 2,2-3,3 случая на 1000 новорождённых.
Во всём мире заболевание называется «Церебральный паралич (cerebral palsy)», т.к. оно сопровождает человека не только в детстве, но и во взрослом возрасте. В России используют термин «детский», что указывает на начало заболевания в детстве, точнее, с рождения ребёнка или в младенчестве.

В некоторых случаях диагноз ставят сразу после рождения, но бывают ситуации, когда требуется наблюдение за малышом в течение первого года жизни. Если симптоматика нетяжёлая, в раннем возрасте диагноз формулируют как «синдром двигательных нарушений» или «задержка психомоторного развития». Только после года можно сказать определённо, есть ДЦП или нет.

ДЦП (детский церебральный паралич) – это постоянно присутствующий комплекс расстройств, среди которых определяющими являются нарушения движений и поддержания позы, вызванных непрогрессирующим поражением развивающегося мозга плода или новорождённого, и ограничивающих функциональную активность.
Формы ДЦП
Спастические формы (слабость мышц конечностей в сочетании со спастичностью):
  • Диплегия – поражение преимущественно нижних конечностей;
  • Тетраплегия (= тетрапарез, квадроплегия) – наиболее тяжёлая форма с вовлечением верхних и нижних конечностей
  • Гемиплегия (=гемипарез) – с вовлечением конечностей одной стороны (левых или правых).
Дискинетические формы (насильственные движения – гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечного тонуса и поддержания позы):
  • Дистоническая
  • Атетоидная
Атактическая форма (нарушение координации движений в конечностях и туловище).

Причины ДЦП
Правильнее говорить о факторах, которые достоверно чаще вызывают ДЦП, т.к. одни и те же поражения у разных пациентов не всегда в дальнейшем приводят к развитию этого заболевания.
Пренатальные (внутриутробные):
  • Недоношенность (< 36 недель);
  • Низкий вес при рождении (< 2500 гр.);
  • Эпилепсия у матери;
  • Гипертиреоз (повышенная выработка гормонов щитовидной железы) у матери;
  • TORCH-инфекции у матери (токсоплазма, краснуха, цитомегаловирус, простой герпес);
  • Кровотечение в Ⅲ триместре беременности;
  • Слабость шейки матки;
  • Тяжёлый токсикоз;
  • Интоксикации, в т.ч. приём токсичных лекарств;
  • Травма;
  • Многоплодная беременность;
  • Фетоплацентарная недостаточность.
Интранатальные (в родах):
  • Продолжительные и тяжёлые роды;
  • Преждевременный разрыв плодных оболочек;
  • Неправильное вставление головки плода;
  • Кровотечение при предлежании плаценты;
  • Брадикардия плода;
  • Гипоксия плода в родах
  • Родовая травма.
Постнатальные (первые 2 года жизни):
  • Инфекции ЦНС;
  • Гипоксия;
  • Эпилептические приступы;
  • Неонатальная гипербилирубинемия;
  • Коагулопатии;
  • ЧМТ.
Иногда бывает сочетание причин, например, недоношенность и родовая травма. В этих случаях вероятность развития ДЦП выше.

Если не удалось избежать повреждений, которые могут вызвать ДЦП, то следует с первых дней жизни ребёнка наблюдаться у детского невролога и выполнять его рекомендации.
Диагностика ДЦП
Как правило, диагноз ставится на основании клинических проявлений. При ДЦП двигательные нарушения могут сочетаться с нарушениями чувствительности, когнитивных и коммуникативных функций, эпилептическими приступами, психическими и поведенческими проявлениями, но двигательные нарушения должны преобладать над остальными.
Многим пациентам с ДЦП требуется консультация генетика, т.к. есть заболевания, передающиеся по наследству, которые похожи на проявления ДЦП. Особенно внимательно нужно быть в ситуациях, если в семье есть родственники с врождёнными или проявившимися в детском возрасте двигательными нарушениями, если у родственников были невынашивания беременностей, выкидыши, рождение нежизнеспособных младенцев и проч. Также наследственный характер заболевания следует заподозрить, если имеются пороки развития скелета и внутренних органов, эпилепсия, нарушения зрения, нарушение функции эндокринных желез. Иногда бывает сочетание наследственной патологии и ДЦП, например, синдром Дауна с ДЦП.

После того, как диагноз ДЦП установлен, определяется степень тяжести (уровень) двигательных нарушений по международной системе GMFCS:

Ⅰ уровень - Передвигаются самостоятельно, без ограничений, но имеют затруднения с более сложными двигательными навыками

Ⅱ уровень - Передвигаются самостоятельно с ограничениями

Ⅲ уровень
- Передвигаются самостоятельно с помощью дополнительных приспособлений: трости, ходунки и проч.)

Ⅳ уровень - Могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить; передвигаются в кресле активного типа или с электроприводом

Ⅴ уровень - Не способны передвигаться без посторонней помощи, иногда могут передвигаться в адаптированном кресле с электроприводом

При ДЦП часто развиваются ортопедические нарушения:
Контрактуры суставов
Вывихи тазобедренных суставов
Деформации позвоночника
Эти осложнения усугубляют двигательные нарушения и требуют постоянного наблюдения ортопеда, может потебоваться операция. Иногда нужны специальные ортопедические изделия: туторы, ортезы, обувь, корсеты и др. Их также назначает ортопед.
С целью уточнения диагноза лечащий врач (невролог) может назначить дополнительное обследование:

• ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
  • Метод вызванных потенциалов (ВП)
  • Консультация психиатра
  • МРТ головного мозга
  • Консультация генетика
Для каждого человека есть место в этом мире, где могут максимально раскрыться его таланты, важно дать ему шанс. И тогда возможности будут безграничны!