Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
у взрослых

Лечение СДВГ у взрослых

Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» специализируется на лечении взрослых с СДВГ. У нас разработан и эффективно применяется комплекс реабилитационных мероприятий при СДВГ.
Индивидуальный подход
У каждого пациента есть свой лечащий врач – невролог. Он знает о пациенте и его заболевании всё, при необходимости может внести корректировки в курс лечения на любом этапе. Главное – это результат. По окончании курса лечения выдаются индивидуально разработанные рекомендации.
Лечение – это всегда комплекс
С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:

Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).

В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.

Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методы психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психолог или психотерапевт.

Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.
Инновационные методики
Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в лечении заболеваний центральной нервной системы, а как мы знаем, СДВГ относится именно к таким заболеваниям. Применение ТЛНС позволяет в короткие сроки восстановить регуляцию процессов возбуждения-торможения, что в конечном счете приводит к улучшению течения СДВГ, наилучшей психологической и двигательной коррекции. Кроме того, ТЛНС положительно влияет на когнитивные функции, такие как концентрация внимания и память, улучшает сон, давая организму восстанавливать запасы нейромедиаторов и полноценно отдыхать.
Преемственность и повторяемость
СДВГ при правильном лечении имеет благоприятное течение. Важно поддерживать достигнутые результаты. Для этого при выписке мы даем подробные индивидуально разработанные рекомендации. Пока существует какая-либо остаточная симптоматика, курсы лечения необходимо повторять, как правило, 2-3 раза в год.

Синдром дефицита внимания у взрослых

СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).

В последние годы частота СДВГ увеличилась, в том числе, у взрослых. Раньше считалось, что к подростковому возрасту симптомы СДВГ значительно сглаживаются или проходят. Однако сейчас эти представления изменились: в 30-70% случаев СДВГ сохраняется и во взрослом возрасте. Чаще всего это связано с недостаточно эффективным лечением в детстве.

Подробнее о СДВГ

Все процессы, происходящие в нервной системе, базируются на двух противоположно направленных механизмах: возбуждении и торможении. В норме они сбалансированы. Однако формирование нервной системы происходит не сразу после рождения. Головной мозг в основном формируется до возраста 8 лет, но окончательно только к 25 годам. Поэтому у детей часто возбуждение и торможение выходят из-под контроля, в некоторых случаях приводя к СДВГ. Со временем мозг созревает, и симптоматика СДВГ сглаживается или проходит самостоятельно. Но даже у взрослого человека могут сохраняться когнитивные, поведенческие, и двигательные
расстройства, сформировавшиеся вследствие СДВГ. Именно поэтому распространенность СДВГ у взрослых, хоть и увеличилась за последние годы, но всё же остаётся гораздо меньшей, чем у детей.

В целом, проявления у детей и взрослых не отличаются, но есть особенности.

Во-первых, если у ребенка не было СДВГ, то и взрослого данное заболевание не разовьётся. Поэтому СДВГ у взрослых – это не отдельное заболевание, а сохраняющиеся с детства нарушения.

Во-вторых, у взрослых нарушения внимания преобладают над проявлениями гиперактивности. Таким людям сложно сконцентрироваться и удерживать внимание, поэтому им могут быть недоступны многие виды деятельности, где требуется сосредоточиться. Гиперактивность может проявляться неусидчивостью, поэтому им не подходит сидячая малоподвижная работа.
Импульсивность может проявляться конфликтами в семье и на работе.

И в-третьих, наличие СДВГ во взрослом возрасте требует тщательного обследования, чтобы исключить другие расстройства, в т.ч. психические заболевания.

Проявления СДВГ зависят от варианта течения заболевания.

Типы СДВГ у взрослых

С преобладанием нарушения (дефицита) внимания
    С преобладанием гиперактивности
    Смешанный вариант СДВГ

Симптомы СДВГ у взрослых

Симптомы невнимательности (у взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):
  • Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки невнимательности
  • Неспособность удерживать внимание длительное время
  • Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную речь
  • Неспособность следовать инструкциям, алгоритмам, например, выполнять условия задания
  • Сопротивление вовлечению в процесс выполнения заданий, избегание или активное сопротивление
  • Частые утраты вещей, особенно тех, что необходимы для выполнения заданий
  • Лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли («витание» в своих мыслях)
  • Повседневная забывчивость (поручения, обязанности по дому, опоздания)

Симптомы гиперактивности (у взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):
  • Постоянные движения в кистях, стопах, ёрзание на стуле
  • Вставания с места
  • Невозможность усидеть на месте
  • Невозможность спокойно проводить время
  • Постоянно в движении, как «заведенный», словно «прикрепили мотор»
  • Болтливость
  • Отвечает на вопрос, не дослушав самого вопроса
  • Трудности с ожиданием своей очереди
  • Перебивает других, вмешивается в чужие дела, берёт вещи других людей без разрешения.
Эти симптомы должны достигать степени выраженности, мешающей учиться, общаться, работать. Они должны наблюдаться и дома, и в других местах (на работе, в гостях и т.д.). Их должны замечать не только близкие, но и окружающие.

Может потребоваться и дополнительное обследование с целью уточнения диагноза и исключения других заболеваний, имеющих схожую симптоматику:
    • ЭЭГ (электроэнцефалография)
    • УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
    • Метод вызванных потенциалов (ВП)
    • Консультация психотерапевта
    • МРТ головного мозга
    • Консультация психиатра (по показаниям)

Программы лечения, которые могут подойти пациентам с СДВГ*: