Расстройства аутистического спектра представляют собой разнообразные нарушения психического развития, которые вызывают сложности в социальной адаптации.
На сегодняшний день выделяют несколько видов РАС:
● Ранний детский аутизм (синдром Каннера);
● Синдром Аспергера;
● Синдром Ретта;
● Атипичный аутизм.
Для всех этих заболеваний характерны различные симптомы. Например, при синдроме Каннера дети имеют интеллектуальное развитие на том же уровне, что и дети с умственной отсталостью, а при синдроме Аспергера интеллектуальные способности сохраняются, но отмечается полная невозможность взаимодействовать с людьми на уровне эмоций.
По этой причине нельзя говорить о методиках реабилитации при РАС в целом: в зависимости от поставленного диагноза, характера и степени выраженности нарушений необходимо подбирать индивидуальную программу, учитывающую все особенности конкретного заболевания.
Мы используем комплексный подход к проблеме ребенка, принимая во внимание при разработке методик реабилитации не только проявления заболевания, но и особенности юного пациента как личности. С ребенком работает целый штат специалистов – от педиатра до психотерапевта, что позволяет добиться максимальной эффективности при прохождении курса.
План реабилитации разрабатывают, корректируют и дополняют в зависимости от наличия и степени прогресса в состоянии ребенка после уже проведенной терапии.
Реабилитацию проводят сразу по нескольким направлениям: логопедическому, психотерапевтическому, а также двигательному. Все мероприятия направлены на то, чтобы ребенок мог раскрыть свой потенциал, получить хотя бы минимальные навыки самообслуживания, приобрести возможность взаимодействовать с окружающим миром.
Психотерапевтические методики используют для регуляции поведения, развития памяти и внимания, вовлечения ребенка в различные виды индивидуальной и совместной деятельности.
Цель логопедической коррекции – запуск речи (при ее отсутствии), расширение словарного запаса, развитие способностей к работе с текстом и речью.
Речь тесно связана с движением, поэтому двигательная реабилитация, включающая массаж, ЛФК, гимнастику и другие занятия, очень важна и является неотъемлемой частью курса.
В последние годы в комплексной реабилитации детей с нарушениями аутистического спектра все шире используется транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – неинвазивное воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. ТЛНС воздействует на стволовые структуры, в первую очередь на ретикулярную формацию, которая регулирует процессы возбуждения и торможения всего головного мозга. В результате нормализуется эмоциональный фон, контроль поведения и импульсивности, улучшаются когнитивные функции (память, внимание, мышление), обучаемость, нормализуются циклы сна/бодрствования, улучшается переносимость физических, умственных и психических нагрузок. Потребуется от 5 до 20 сеансов ТЛНС, обычно в сочетании с психотерапевтической, логопедической, физической или медикаментозной коррекцией.
Своевременная и правильно организованная реабилитация при расстройствах аутистического спектра позволяет достичь хороших результатов в социальной адаптации. Большинство детей (более 60 %) впоследствии хорошо адаптируются в семье, могут обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях, взаимодействовать с окружающими.
Порядка 75 % детей, которые не проходят реабилитацию, не имеют навыков социальной адаптации, 30 % адаптируются частично и нуждаются в постоянной помощи и опеке.
Воспитание ребенка с РАС требует от родителей больших усилий и терпения, однако постепенно, с помощью индивидуально подобранных реабилитационных методик, обязательно появится прогресс в развитии, обучении, взаимодействии с окружающим миром. Главные составляющие успеха – ваша уверенность и желание помочь своему ребенку. РАС имеют различные проявления, поэтому методику реабилитации подбирают индивидуально
Как составляют реабилитационную программу в клинике «В НОВЫЙ ДЕНЬ»
Наличие в семье ребенка с особенностями почти всегда нарушает привычный ритм жизни, вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, нередко они чувствуют отчаяние, отдаляются от родных и друзей.
Именно поэтому реабилитация включает работу не только с самим ребенком, но и с его родителями, которые могут получить как индивидуальную, так и семейную консультацию у психотерапевта, которая позволит лучше понимать и принимать своего ребенка и выработать стратегию поведения с ним с учетом его заболевания, а также поможет создать более благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье, даст уверенность в своих силах и поможет обрести душевное равновесие.
За пределами клиники
Двигательная реабилитация показана при расстройствах аутистического спектра