Особенности реабилитации людей с болезнью Паркинсона

Болезнь Паркинсона – это тяжелое хроническое заболевание, вызванное нарушениями мозговой активности. Оно возникает преимущественно в пожилом возрасте, но встречаются случаи развития болезни уже после 30 лет. Около 20 % случаев возникает на фоне других заболеваний, таких как энцефалиты, инсульты, а также черепно-мозговые травмы, примерно 15 % заболевших имеют наследственную предрасположенность.
К развитию болезни приводит постепенная гибель нервных клеток в одной из областей среднего мозга, которая носит название черной субстанции. В этой зоне содержится большое количество клеток, содержащих нейромедиатор дофамин, который обеспечивает контакт между различными отделами мозга, отвечающими за движение. Когда количество дофамина в результате гибели клеток снижается, возникают разнообразные специфические проблемы в двигательной сфере.
Заболевание может проявлять себя в двух формах: дрожательной, при которой основным симптомом является тремор конечностей и головы, и акинетико-ригидной, при которой развивается гипокинезия – скованность и замедленность движений. На поздних стадиях заболевания отмечаются нарушения мышления, памяти и внимания, тазовых функций, речи, глотания, угасание умственных способностей. Если заболевание развивается в тяжелой форме, человек полностью утрачивает навыки самообслуживания, наступает интеллектуальная деградация.

На сегодняшний день не существует методик, приводящих к полному излечению от болезни. Но в силах специалистов значительно улучшить качество жизни больного, снизить темпы развития заболевания и дальнейшего ухудшения состояния.

Методы реабилитации при болезни Паркинсона
Основная задача в лечении болезни Паркинсона – восстановление уровня дофамина, поэтому первостепенной является заместительная терапия. Проблема заключается в том, что со временем эффект от приема препаратов снижается и состояние продолжает ухудшаться даже при употреблении максимальных дозировок лекарств. Замедляет прогрессирование заболевания реабилитация, в которую входят следующие методики:
  • Транслингвальная нейростимуляция – для восстановления нарушенных функций мозга, лечения когнитивных и психических расстройств, которые практически всегда возникают на фоне болезни Паркинсона.
  • Стабилометрия – для создания биологической обратной связи для реабилитационных упражнений.
  • Лечебная физкультура – для укрепления мышечного корсета, восстановления функциональной активности мышц, подвижности, устранения избыточного тонуса и т. д.
  • Нейромиостимуляция – как дополнительное мероприятие для восстановления мышечного тонуса и активности.

При болезни Паркинсона часто меняется внешний вид, ухудшается артикуляция и обедняется мимика, в результате чего человек может чувствовать себя неуверенно при общении. Из-за двигательных ограничений становится сложнее заниматься привычными делами. Все это негативно влияет на психологическое состояние, поэтому нередко наряду с двигательной реабилитацией может потребоваться психотерапия.
Развитие заболевания приводит к появлению нарушений речи и глотания, которые необходимо корректировать с помощью регулярных занятий с логопедом.
Реабилитация позволяет пациентам как можно дольше сохранять работоспособность и качество жизни, дает возможность приспособиться к заболеванию и стать менее зависимым от его проявлений.
Как часто необходимо проходить курс реабилитации при болезни Паркинсона
Реабилитацию пациентов с болезнью Паркинсона проводят на протяжении всей жизни, поскольку при данном заболевании отсутствуют периоды ремиссии.

Рекомендуемая частота реабилитационных курсов – раз в год, но конкретный план реабилитации должен определять лечащий врач в индивидуальном порядке в зависимости от тяжести заболевания, выраженности симптоматики, а также скорости прогрессирования нарушений.

При данной болезни консультация и обследование у специалиста необходимы при любых ухудшениях самочувствия, независимо от того, чем они вызваны: перенесенным инфекционным заболеванием, скачками давления, травмами или другими факторами.