Последствия инсульта
Принципы лечения и реабилитации
Многие пациенты, перенесшие инсульт, имеют двигательные, речевые, психические и другие нарушения. Таким людям бывает сложно адаптироваться к жизни после инсульта. Если вы или ваши родственники перенесли инсульт, необходимо прохождение реабилитационного лечения, иногда повторных курсов, с целью максимально возможного восстановления утраченных функций и комфортной жизни, несмотря на диагноз.
• Мы знаем, как вам помочь!
• Мы это умеем и всегда достигаем результата.
• Мы профессионалы и постоянно повышаем свою квалификацию.
• Мы заботимся о наших пациентах!
Подробнее об инсультах

В России ежегодно более 400 тысяч человек переносят инсульты, а с учётом транзиторных ишемических атак эта цифра составляет не менее 500 тысяч. Это значит, что каждую минуту один человек в нашей стране заболевает инсультом. В странах Запада и Японии заболеваемость ниже, это связано с профилактическими мерами, направленными на факторы риска, в первую очередь, на коррекцию артериальной гипертензии и холестерина.

В остром периоде инсульта умирает каждый третий пациент. Около 80% переживших инсульт остаются инвалидами, причем около 25% имеют тяжёлую инвалидность

Инсульт – острое нарушение кровоснабжения головного мозга (ОНМК), характеризующееся внезапным (в течение нескольких минут, часов) появлением очаговой и/или общемозговой неврологической симптоматики, которая сохраняется более 24 часов.
Если симптоматика обратимая и состояние пациента приходит в норму в течение 24 часов или менее, то это переходящее нарушение мозгового кровообращения или транзиторная ишемия (ишемическая атака) – ТИА. Однако наличие переходящих нарушений и ТИА говорит о высокой вероятности развития инсульта и также требует внимательного обследования, лечения и реабилитации.
Варианты инсультов
При любом из вариантов инсульта происходит повреждение участка головного мозга, в котором нарушено кровообращение. Тяжесть и обратимость симптомов зависит от величины очага поражения, скомпенсированности системного кровообращения и кровообращения в других (неповрежденных) участках головного мозга, наличия осложнений, возраста пациента, наличия эмоционально-волевых нарушений и др.

• 16% субарахноидальные и внутримозговые кровоизлияния (геморрагические инсульты)
  • 76% инфаркты мозга (ишемические инсульты)
  • 8% случаев инсульт не удаётся дифференцировать как геморрагический или ишемический.
данные МЗ РФ за 2017г.

Причины инсультов
Геморрагические и ишемические инсульты имеют разные причины
Причины геморрагических инсультов
  • Гипертоническая болезнь;
  • Артериальные аневризмы (патологические расширения стенок артерий) и артерио-венозные мальформации (патологические соустья между артериями и венами, сочетающиеся с извитостью, спутанностью в клубок, истончением стенок сосудов);
  • Нарушения свертывания вследствие разных причин, в т.ч. передозировка препаратов, разжижающих кровь (антакоагулянтов)
  • Опухоли мозга (кровоизлияния в опухоль).
Причины ишемических инсультов:
1.1. Атеротромботический инсульт (образование тромба в области атеросклеротической бляшки, наиболее часто – в области устья внутренней сонной или позвоночной артерии):
  • Атеросклероз магистральных артерий головы (МАГ): внутренних сонных или позвоночных;
1.2. Гемодинамический инсульт (может развиться при перепадах артериального давления, если степень сужения МАГ превышает 70%):
  • Атеросклероз магистральных артерий головы (МАГ);
  • Аномалии развития МАГ: извитость, смещение устья и др.;
  • Резкое снижение артериального давления.

1.3. Эмболический инсульт (закупорка сосуда тромбом или эмболом, попавшим с током крови из других частей организма):
  • Пороки клапанов сердца (ревматические и др.);
  • Мерцательная аритмия (фибрилляция предсердий);
  • Инфаркт миокарда;
  • Эндокардит;
  • Атеросклероз (распад бляшки);
  • Тромбоз глубоких вен ног и таза, переломы костей конечностей (редко, только при наличии не заращённого овального окна).

1.4. Лакунарный инфаркт (очаг размером не более 1,5 см):
  • Гипертоническая болезнь с частыми и резкими колебаниями АД.

1.5. Гемореологический инсульт (микротромбировние сосудов мозга):
  • Нарушение гемореологических свойств крови (повышенная агрегация (слипание) тромбоцитов и гиперкоагуляция (свёртывание) крови) в сочетании со снижением активности собственных естественных антикоагулянтов.

1.6. Инсульт вследствие расслоения (диссекции) артерии мозга:
  • Травмы;
  • Манипуляции на шейном отделе позвоночника;
  • Врождённая дисплазия соединительной ткани.
Симптомы инсульта
Независимо от причины и вариантов течения инсультов они могут проявляться:

1. Общемозговой симптоматикой: головная боль, тошнота, рвота, утрата или помрачение сознания, головокружение, психические нарушения, дезориентация, возбуждение и др.
  2. Очаговой неврологической симптоматикой, которая обусловлена локализацией очага. Наиболее частые симптомы:
  • Слабость в конечностях и мышцах лица, чаще на одной стороне: левой или правой (по геми-типу). Обычно слабость в руке и ноге бывает не одинаково выражена;
  • Нарушениями чувствительности на лице и теле, чаще по геми-типу, иногда бывает повышение чувствительности и боли в половине тела;
  • Речевые нарушения: затруднение или невозможность спонтанной речи (моторная афазия), нарушение понимания обращенной речи (сенсорная афазия), нарушение артикуляции (дизартрия);
  • Нарушения равновесия и координации, чаще по геми-типу; нарушение или невозможность сидеть / стоять / ходить;
  • Нарушения глотания и фонации;
  • Нарушения со стороны органов чувств: ухудшение или потеря зрения, слуха, выпадение участков (полей) зрения и др.;
  • Эпилептические припадки.

В дальнейшем у многих пациентов развиваются:

• Когнитивные расстройства: ухудшение памяти, внимания, мышления вплоть до развития деменции;
  • Психические расстройства, в том числе, депрессия, эмоционально-волевые нарушения и др.;
  • Потеря навыков: бытовых и профессиональных;
  • Астенизация: общая слабость, быстрая истощаемость, замедленность мыслительных процессов, эмоциональная нестабильность.
Сочетание и тяжесть симптомов у каждого пациента индивидуальна, поэтому восстановление проходит неодинаково, и методы реабилитации применяются разные.
Принципы лечения инсульта

В остром периоде инсульта пациенту проводится комплекс интенсивных лечебных мероприятий по поддержанию витальных (жизненно важных) функций: дыхание, регуляция работы сердца, сосудистый тонус, термогегуляция, нарушения водно-электролитного баланса и др. В зависимости от вида инсульта, иногда проводится хирургическое лечение или тромболизис (рассасывание тромба и восстановление проходимости сосудов медикаментозными препаратами). Зачастую требуется проведение специальных лечебных мероприятий по устранению отёка мозга, снижению внутричерепного давления, купированию судорог.

Реабилитация после инсульта
После того, как острый период завершен, ещё в палате интенсивной терапии начинается ранняя реабилитация, которая проводится дозировано, бережно, с учётом общего состояния пациента и стабилизации его гемодинамики. Только под контролем специалистов в этой области можно в дальнейшем избежать развития неправильных двигательных навыков.

После выписки из стационара начинается основной реабилитационный период, который (в зависимости от состояния пациента) может проводиться в специальных стационарах, санаториях или амбулаторно.

Наилучшие результаты даёт реабилитация в первые 6-12 месяцев после инсульта. Однако и спустя это время восстановление или улучшение также возможно.

Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» принимает пациентов на амбулаторную реабилитацию после завершения лечения в стационаре (как правило, не ранее чем через 1 месяц после перенесения инсульта, иногда позже). У нас имеется удачный опыт реабилитации пациентов, перенесших инсульт давностью более года. Многое зависит от состояния самого пациента и того, насколько активно проводилась реабилитация всё время после перенесения инсульта. Реабилитационный потенциал определяется после тщательного осмотра пациента и изучения медицинской документации во время первичной консультации невролога в нашей клинике.
Для правильной оценки реабилитационного потенциала может потребоваться дополнительное обследование:

• Лабораторные анализы
  • ЭКГ (электрокардиография), Холтеровское мониторирование
  • МРТ головного мозга
  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • Ультразвуковое обследование: эхокардиография (ЭхоКГ), УЗИ внутренних органов, УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
  • Исследование вызванных потенциалов (ВП), электронейромиография (ЭНМГ)
  • Консультация психотерапевта или психиатра
  • Консультация логопеда
Программы лечения, которые могут подойти пациентам с последствиями инсульта*:
Благодаря успешной реабилитации пациенты, перенесшие инсульт, могут сохранять возможность самообслуживания, активной жизни и даже профессиональную трудоспособность. Узнайте об этом, обратившись на консультацию в Клинику реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ».