ЛФК – лечебная физкультура
Метод восстановительного лечения, основанный на применении физических упражнений. Является основой любой реабилитации.
Какие проблемы решает

Лечебная физкультура – это самый физиологичный, естественный и чрезвычайно эффективный метод лечения, который применяется практически при любых заболеваниях, травмах, в любом возрасте. В последнее время всё чаще вместо названия ЛФК принято использовать термин ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, а специалистов называть физическими терапевтами, что подчёркивает особую значимость данной методики.

В клинической картине у больных с заболеваниями и травмами чаще всего преобладают нарушения функции движения. Восстановление утраченных или ослабленных функций организма больного достигается лишь при правильной двигательной активности.

Для некоторых заболеваний ЛФК является основным методом лечения.

Лечебная физическая культура (ЛФК), как метод реабилитации, способствует более быстрому и полноценному восстановлению нарушенной патологическим процессом функции движения, оздоровлению и укреплению всего организма, восстановлению трудоспособности.
Применение ЛФК
В реабилитации неврологических заболеваний
  • После инсультов;
  • После черепно-мозговых травм любой степени тяжести, в т.ч. после лёгких травм (СГМ);
  • У детей и взрослых с ДЦП, СДВГ;
  • При задержках психомоторного и речевого развития;
  • При нарушенном мышечном тонусе: спастичность, гипотония;
  • При нейродегенеративных и / или наследственных заболеваниях: болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, атаксии, дистонии, нервно-мышечные заболевания и др.;
  • При нарушениях когнитивных функций, в т.ч. при деменциях;
  • При неврозах, депрессиях и других функциональных нарушениях;
Кроме того, ЛФК применяется при заболеваниях суставов, позвоночника, нарушении осанки. Все эти состояния, а также малоподвижный образ жизни, избыточный вес могут затруднять любую реабилитацию. Поэтому каждому пациенту должен подбираться свой набор упражнений для максимально эффективного восстановления и поддержания нарушенных функций, а также профилактики прогрессирования или ухудшений.

ЛФК позволяет восстановить или сформировать важнейшие двигательные паттерны:
  • Ходьба, стояние, сидение;
  • Поддержание равновесия и удержание позы;
  • Мелкая моторика и точные движения рук

В лечебной физической культуре основным фактором является не движение вообще, а физические упражнения как организованная форма движения. Движение только тогда будет выполнять свою лечебно-восстановительную функцию, когда оно используется в организованной форме в соответствии с медицинскими показаниями и задачами лечения.

При выполнении упражнений больной сознательно вовлекается в активное участие в процессе лечения.

Помимо лечебных целей воспитывается быстрота реакции, координация, ловкость, сила, выносливость. Этот метод лечения биологичен, обладает широким спектром действия и этим объясняется успешное применение его при различных заболеваниях и травмах и, в частности, при заболеваниях и травмах нервной системы.

Лечебные физические упражнения, особенно в неврологической клинике, обычно воздействуют на те физиологические механизмы, которые участвовали в развитии и проявлении заболевания.

Через систематическую, дозированную мышечную деятельность закрепляются моторные навыки, волевые качества, происходит общее оздоровление организма.
Полный успех приносит соблюдение следующих принципов:
  • Систематичность
  • Регулярность
  • Длительность лечебного курса
  • Увеличение дозировки физических упражнений
  • Индивидуализация
ЛФК обычно используется в комплексе с другими средствами лечения, в том числе, с транслингвальной нейростимуляцией (ТЛНС), кинезиокоррекцией, массажем, локальной инъекционной терапией (блокады), медикаментозной терапией и др.
Отдельным методом лечения являются тренировки равновесия на стабилометрической платформе с БОС (биологической обратной связью).
Лечение методом ЛФК, особенно вследствие поражения нервной системы, требует длительных усилий как от медицинского персонала, так и от больного. Очень важно раннее начало комплексного восстановительного лечения.
Как проходит занятие ЛФК
1
ЛФК выполняется по назначению врача. Это может быть невролог, ортопед, терапевт, педиатр, психотерапевт, логопед и др.
Сначала пациент попадает на первичную консультацию к специалисту. В зависимости от диагноза, пациенту могут порекомендовать занятия ЛФК. Консультация специалиста необходима и в случае повторного обращения, если от момента первичного осмотра прошло не менее 3 месяцев.
Иногда лечащий врач может назначить дополнительное обследование, чтобы уточнить степень нарушения функций и выявить противопоказания / ограничения:
  • Лабораторные анализы
  • ЭКГ (электрокардиография), Холтеровское мониторирование
  • МРТ, КТ или рентгенография
  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • Ультразвуковое обследование: эхокардиография (ЭхоКГ), УЗИ внутренних органов, УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
  • Исследование вызванных потенциалов (ВП), электронейромиография (ЭНМГ)
Консультации других врачей
2
Далее пациент проходит консультацию врача ЛФК.
Врач ЛФК разрабатывает программу лечения для каждого пациента согласно рекомендации лечащего врача, с учётом данных обследования.
Иногда подбор упражнений осуществляет инструктор ЛФК (физический терапевт) вместе с лечащим врачом.
3
После этого начинаются непосредственно занятия ЛФК.
Индивидуальные занятия ЛФК
основа любой реабилитации
Длительность занятия 20 минут.

Мы чаще всего используем занятия, состоящие из двух частей (по 20 минут каждая, всего 40 минут). Это позволяет наиболее эффективно проработать минимум две задачи, правильно распределить усилия и не устать.
В зависимости от состояния пациента, его двигательных возможностей, возраста, роста, веса и др. показателей занятия могут проходить:
  • на специальных тренажерах;
  • на беговой дорожке;
  • на стабилометрической платформе (в т.ч. с БОС);
  • на специальном столе;
  • стоя / сидя / лёжа;
  • с использованием средств облегчения: трости, ходунки, подвесные системы и др.;
  • с использованием инвентаря (шведская стенка, фитбол, неустойчивая платформа, эспандеры, мячи, степ-платформа, BOSU-платформа и др.).
В нашей клинике работают квалифицированные специалисты, которые владеют техниками методически правильного и грамотного проведения процедур лечебной гимнастики.
Для каждого больного индивидуально подбираются лечебные упражнения, составляются комплексы занятий с соблюдением нагрузочного режима, который определяется темпом, ритмом, амплитудой движения, количеством повторений, правильно выбранным исходным положением.
Наши специалисты в области ЛФК обладают искусством поиска локализации мышц, потерявших свое функциональное предназначение и умением их переучивать.

На фоне специальных дыхательных упражнений применяются динамические и статические, активные, пассивные и с помощью; упражнения корригирующие и рефлекторные, на растягивание, в равновесии и координацию, а также с использованием предметов и снарядов (в их состав входят специальные тренажеры).

Требуется время, чтобы организм смог перестроится и восстановить оптимальное выполнение движений. Если все делать правильно, то организм с благодарностью ответит на заботу повышением энергии и выздоровлением. Наши специалисты Вам в этом помогут.При проведении реабилитации психотерапевтическая коррекция решает следующие задачи:
Групповые занятия ЛФК
Длительность занятия 20 минут.

Занятия проводятся в мини-группах (не более 5 человек).
Группы формируются по возрасту (взрослые / дети) и по заболеваниям.

ЛФК при заболеваниях
ЛФК при последствиях инсульта
Головной мозг управляет всеми функциями нашего организма: движением рук, ног, речью, обменом веществ, дыханием и кровообращением, анализируют зрительную, слуховую, осязательную информацию и другие сигналы, поступающие от органов чувств. Причем каждая из половин головного мозга обеспечивает и контролирует функционирование противоположной половины тела, то есть инсульт слева приводит к расстройству функций правой половины тела и наоборот.

При проведении реабилитации после инсульта проявляется древний принцип «лечение себе подобным», то есть лечение движением при нарушении функции движения. Поэтому ЛФК зачастую является основным и наиболее эффективным методом восстановительного лечения.

Реабилитационные мероприятия должны начинаться на самых ранних этапах развития инсульта. Только под контролем специалистов в этой области можно избежать развития неправильных двигательных навыков.

Лечебная гимнастика после инсульта бывает активная и пассивная.

Активная гимнастика – это классическая методика, основанная на выработке отдельных движений, тренировке конкретных мышц, постепенном наращивании нагрузок по интенсивности, сложности; использование комплексных движений, включающих многие мышечные группы; обучение ходьбе, элементам самообслуживания; преодоление спастичности, профилактика контрактур и патологических синкинезий.

Пассивная гимнастика – это лечение правильными позами, укладка парализованных конечностей, обучение родственников правильным навыкам ухода и проч.

Биологическая обратная связь (БОС) – это методика, при которой сам пациент контролирует выработку у себя правильных навыков. Для этого требуется специальная аппаратура. Чаще всего применяется метод стабилометрии с БОС.

У пациентов с речевыми нарушениями используется специальная речевая и дыхательная гимнастика, которая подготавливает речевой аппарат к логопедическим занятиям.

Занятия ЛФК позволяют преодолеть общую ослабленность организма, которая почти всегда возникает после перенесения инсульта.

Занятия ЛФК необходимы, если после перенесения инсульта возникают волевые нарушения и апатия, которые серьёзно препятствуют реабилитации. Такие пациенты неохотно выполняют рекомендации по расширению двигательного режима, «отлынивают» от занятий часто под надуманными поводами, безынициативны, предпочитают ничего не делать. В дальнейшем у таких пациентов часто развивается деменция, и единственным действенным способом приостановить её развитие является максимально возможная двигательная и социальная активность.

Успешная реабилитация после инсульта обеспечивается последовательностью выполнения индивидуальных для каждого пациента упражнений. Восстановление произвольных контролируемых движений должно проводиться от центра к периферии с использованием пассивных движений, движений с помощью, просто активных движений и далее с сопротивлением. Особое внимание уделяется контролируемым движениям кисти. Конечной целью реабилитационного лечения является достижение максимальной степени физической и психологической независимости.

Противопоказания / ограничения
Как правило, противопоказания и ограничения носят характер относительных и временных.

• Любые острые заболевания, острый период травмы
  • Общее тяжелое состояние пациента
  • Высокая температура
  • Сильные боли
  • Опасность кровотечения
ЛФК входит в программы:
Стоимость разовых услуг
ЛФК в группе (20-минутные групповые занятия с инструктором, группа не более 5 человек)
Всё живое в Природе находится в движении. Мы часть Природы, поэтому движение – абсолютно естественное состояние любого человека. Двигательная активность позволяет преодолеть практически любую болезнь, продлевает жизнь, обеспечивает независимость.

Верните себе радость движений! Пройдите реабилитацию в нашей Клинике!