Рассеянный склероз

В Клинике реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» вы можете пройти курс реабилитации при рассеянном склерозе. У нас разработан и эффективно применяется комплекс реабилитационных мероприятий для пациентов с разными проявлениями и степенью тяжести этого заболевания.

Как проходит лечение в нашей клинике
Лечащий врач
Консультация невролога
Диагностический блок
Консультации смежных специалистов, назначение дополнительных лабораторных и функциональных обследований для постановки окончательного диагноза и выявления состояния пациента
    Лечебный блок
    Комплекс лечебных меропритий, подобранный индивидуально для каждого клиента
    Выписной эпикриз
    По окончании лечения
    Рекомендации
    Комплекс занятий для самостоятельного выполнения, индивидуальные реконмедации
    Рассеянный склероз – это болезнь молодых. Она постепенно отнимает силы, создает всё новые препятствия для активной жизни, со временем может привести к инвалидности. Однако восстановление или улучшение возможны на любой стадии заболевания.
    • Мы знаем, как вам помочь!
    • Мы это умеем и всегда достигаем результата.
    • Мы профессионалы и постоянно повышаем свою квалификацию.
    • Мы заботимся о наших пациентах!
    Монтел Уильямс результаты ТЛНС
    Подробнее о рассеянном склерозе

Рассеянный склероз развивается в возрасте от 10 до 59 лет, наиболее часто от 20 до 40 лет. Распространенность рассеянного склероза в России в зависимости от региона составляет от 20 до 40 случаев на 100 тысяч населения. В северных районах заболеваемость выше, чем на юге. В последние годы заболеваемость растёт, что связано, в том числе, с лучшей диагностикой.

Рассеянный склероз (РС) – это хроническое прогрессирующее аутоиммунное заболевание нервной системы, возникающее вследствие поломки защитных механизмов и аутоаргессиии иммунной системы к миелину нервной ткани.
    Значение миелина для нервной системы

Миелин – это белок, который образуется в специальных клетках нервной системы, которые называются глиальными. В головном и спинном мозге это клетки олигодендроциты, в периферических нервах – шванновские клетки. Они находятся вблизи нервных окончаний, охватывают их и несколько раз обматывают, образуя многослойные миелиновые оболочки.

Промежутки между клетками – узлы (перехваты) Ранвье. Нервный импульс передается от перехвата к перехвату. Чем толще миелиновая оболочка, тем быстрее передача импульсов. При разрушении миелиновой оболочки проведение по нервным окончаниям замедляется.

При рассеянном склерозе повреждения происходят именно на уровне миелиновых оболочек. При этом страдает передача нервных импульсов. Возникает разобщенность работы различных отделов нервной системы (например, коры головного мозга и мозжечка), а также центральной нервной системы и периферии (например, зрительные импульсы и координированная работа глазодвигательных мышц; информация от вестибулярного аппарата об изменении положения тела и включение мышц, поддерживающих равновесие и т.д.). Одними из первых страдают миелиновые оболочки зрительных нервов, двигательных и вестибулярных трактов, проводники глубокой чувствительности.
        Рассеянный склероз – аутоиммунное заболевание

История изучения рассеянного склероза началась в 1868 году, когда Жан-Мари Шарко, известный как «отец современной неврологии», обнаружил при вскрытии мозга умершего пациента уплотнения вдоль нервных проводников (так называемые бляшки рассеянного склероза), имевшиеся в различных отделах и как бы разбросанных, рассеянных по центральной нервной системе. После изобретения микроскопа удалось выяснить, что при рассеянном склерозе повреждаются миелиновые оболочки нервных проводников. Позже была доказана аутоиммунная причина повреждения миелина.

В норме иммунная система настроена на распознавание и уничтожение опасных для организма агентов: вирусов, бактерий, чужеродных белков; при этом, собственные белки иммунная система не разрушает. Если нарушается способность иммунной системы к распознаванию «чужих» и «своих», то развивается аутоиммунное заболевание. Заболевание, при котором организм начинает «атаковать» собственный миелин нервной ткани, и есть рассеянный склероз.

Считается, что рассеянный склероз возникает в результате случайного сочетания ряда неблагоприятных внешних факторов:

• Инфекции (вирусные, бактериальные);
        • Проживание в условиях влажного и прохладного климата;
        • Травмы;
        • Частые стрессовые ситуации;
        • Радиация и воздействие токсических веществ;
        • Особенности питания.

Имеет значение наследственная предрасположенность, которая проявляется в своеобразии иммунных реакций и их вероятной несостоятельности при наступлении неблагоприятных внешних воздействий.

Причины поломки иммунитета до конца не ясны. Невозможно предугадать, почему одни и те же факторы у кого-то реализуются в заболевание, а у кого-то нет. Нельзя понять, будет ли течение рассеянного склероза тяжелым или благоприятным, как долго человек сможет сохранять способность к передвижению. Даже одни и тех же лекарства кому-то отлично помогают, а на других могут не подействовать вовсе.
        Сегодня мы далеко не всё знаем об этом заболевании. Поэтому часто можно слышать мнение о мистическом характере рассеянного склероза. Действительно, есть много непонятных фактов, связанных с рассеянным склерозом. Например, почему люди с этим заболеванием, как правило, выглядят значительно моложе своего возраста. Или тот факт, что природа оберегает их психику, и они сохраняют оптимизм даже в случае наступления инвалидности, много общаются между собой, создают ассоциации, активно используют современные виды коммуникации. Во время беременности обострения рассеянного склероза возникают не часто (всего примерно в 10% случаев) и протекают благоприятно. А ведь беременность и роды – это большая нагрузка на организм, протекающая на фоне серьёзной гормональной перестройки, но природа и здесь охраняет будущую маму и малыша!

Не пытайтесь предугадать, каким будет ваше состояние завтра или через год. Живите активно, выполняйте рекомендации центра рассеянного склероза и регулярно проходите реабилитацию!
        Клиническая картина рассеянного склероза
        Проявления рассеянного склероза связаны с локализацией очагов поражения. Поэтому существует большое разнообразие симптомов и их сочетаний. Родоначальник изучения рассеянного склероза Жан-Мари Шарко выделял триаду наиболее часто встречающихся симптомов: нистагм, интенционное дрожание, скандированная речь. Позже к типичным проявлениям РС добавились и другие симптомы.

В настоящее время наиболее постоянными и частыми симптомами РС принято считать:
            Возможны и другие симптомы поражения ЦНС, но они развиваются реже
                Течение рассеянного склероза
                Характер течения заболевания определяется сочетанием таких показателей как наличие и частота обострений и темп нарастания неврологической симптоматики. Обострением считается появление новых симптомов, сохраняющееся не менее 24 часов и не дольше 30 дней. Ремиссией называется период отсутствия обострений.
                  Ремиттирующий РС
                  Это чередование обострений и ремиссий. Наиболее часто ремиттирующее течение бывает в начале заболевания.
                  Вторично прогрессирующий РС с обострениями
                  Это чередование обострений и ремиссий на фоне неуклонного прогрессирования и нарастания неврологической симптоматики. Этот тип течения формируется примерно через 10 лет от начала заболевания, когда обострения проходят не полностью, каждое добавляет остаточную симптоматику.
                  Вторично прогрессирующий РС без обострений
                  Это неуклонно нарастающая неврологическая симптоматика без отчётливых обострений. Этот тип течения возникает ещё позже, примерно через 25 лет от начала заболевания.
                  Первично прогрессирующий РС
                  С самого начала заболевания неуклонно нарастающая неврологическая симптоматика без обострений. Встречается примерно в 10-15% случаев, чаще у пациентов с поздним возрастом начала РС (около 40 лет).
                  РС с доброкачественным течением
                  В последнее время стали выделять РС с доброкачественным течением (редкие обострения, медленное прогрессирование). Такое течение бывает при хорошем эффекте базовой терапии – ПИТРС.

Тяжесть рассеянного склероза определяют по шкале EDSS:

0-1,5 балла: нет инвалидности;

2-2,5 балла: лёгкая инвалидность;

3-5,5 балла: умеренная инвалидность, возможность самообслуживания;

6 баллов и больше: тяжёлая инвалидность, требуется посторонний уход.

Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем медленнее будет прогрессирование. Необходимо всё время заниматься профилактикой, не допускать перегреваний, утомления, стрессов, в периоды сезонных эпидемий избегать контакта с инфицированными людьми, пролечивать очаги инфекции в организме (зубы, миндалины и др.). Кроме этого, требуется постоянное наблюдение в центре рассеянного склероза, приём ПИТРС. Если всё же возникло обострение, необходимо своевременное лечение в условиях неврологического стационара. В периоды между обострениями – реабилитация.
                Диагностика рассеянного склероза
                Диагноз рассеянного склероза ставится на основании клинических проявлений и методов нейровизуализации, ведущим из которых является магнитно-резонансная томография (МРТ).

При первой атаке рассеянного склероза зачастую выявить очаги на МРТ очень сложно. Поэтому используются и другие методы диагностики, в том числе, исследование вызванных потенциалов (ВП). При рассеянном склерозе нарушение ВП возникают очень рано и могут служить подтверждением диагноза.

Лечение и реабилитация рассеянного склероза

В период обострений лечение в стационаре.

В период ремиссий необходим постоянный приём препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза (ПИТРС), подбор и назначение которых проводится в центре рассеянного склероза.

Реабилитация 2-3 раза в год требуется всем пациентам, имеющим двигательные нарушения, расстройства координации, боли и нарушения чувствительности, нарушения речи, контроля над тазовыми функциями, речевые и психологические расстройства.
                Принципы реабилитации пациентов с рассеянным склерозом
                Жить с рассеянным склерозом не значит «страдать рассеянным склерозом». Многие пациенты сохраняют привычный образ жизни, двигательные функции, возможность самообслуживания и трудоспособность долгие годы. Узнайте об этом, обратившись на консультацию в Клинику реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ».