Когнитивные расстройства: как быть, если подводит память
К когнитивным функциям относятся память, внимание, ориентация во времени и пространстве, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков, сообразительность и восприятие.

Бывают ситуации, когда вы что-то забываете, испытываете сложности с концентрацией внимания при выполнении какой-либо задачи или с подбором нужного слова в разговоре, но после качественного сна или отдыха вновь чувствуете себя прекрасно. Если же такие эпизоды повторяются все чаще и чаще, их начинаете замечать не только вы, но и окружающие, то следует обратиться к специалисту
для консультации.
Почему возникают когнитивные расстройства

Возможными причинами когнитивных расстройств могут стать переутомление, нарушение режима сна и отдыха, стрессовые ситуации. Такие нарушения называются функциональными, они не опасны, могут развиваться в любом возрасте и проходят или как минимум значительно уменьшаются после устранения их причин.

Также когнитивные расстройства могут быть органическими, вызванными в результате повреждений головного мозга. Чаще они встречаются в пожилом возрасте и сложнее поддаются лечению. Тем не менее, своевременное лечение позволяет добиться улучшений и препятствует дальнейшему развитию нарушений.
Органические когнитивные нарушения возникают вследствие:

• Недостаточности кровоснабжения головного мозга в результате гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов.
  • Опухолей мозга.
  • Болезни Альцгеймера.
  • Заболеваний внутренних органов и нарушений обмена веществ.
  • Интоксикации организма, в том числе вызванной злоупотреблением алкоголем
Только специалист может выявить основную проблему, которая привела к появлению нарушений памяти, умственной работоспособности, внимания или ориентации в пространстве, и назначить адекватное лечение. Поэтому, как только вы заметили ухудшение когнитивных навыков, следует незамедлительно обратиться к врачу.
Какой специалист занимается лечением когнитивных расстройств
В зависимости от того, какая проблема вызвала нарушения, лечением может заниматься невролог, психотерапевт, в некоторых случаях — психиатр. При необходимости, для уточнения причины когнитивных расстройств врач может направить вас на обследование: анализы, томографию и т.д.
В клинике «В НОВЫЙ ДЕНЬ» наряду с традиционными методиками, такими как когнитивный тренинг, физиотерапия, психотерапия, медикаментозная терапия и т. д., для коррекции когнитивных расстройств успешно используют метод транслингвальной нейростимуляции, который позволяет в разы повысить результативность лечения.

Дополнительные меры, которые помогут улучшить состояние
Головной мозг реагирует ухудшением памяти и внимания на любые нарушения режима дня, эмоциональные потрясения и ненормированный режим работы.
Поэтому, чтобы лечение проходило более успешно, помимо соблюдения рекомендаций специалиста при выявлении когнитивных расстройств важно:

• В первую очередь наладить режим труда и отдыха, по максимуму исключить воздействие стрессовых факторов.
  • Чтобы разгрузить память, полезно вести списки дел, планировать задачи на день, неделю, месяц.
  • Не следует чрезмерно перегружать себя работой, но в то же время полезно всегда обучаться чему-то новому, пусть даже эти задачи будут простыми.
  • Очень важны для восстановления когнитивных функций нормальная продолжительность и хорошее качество сна.
  • При хронических заболеваниях, таких как сахарный диабет, сердечно-сосудистая недостаточность и др., наряду с рекомендациями невролога или психотерапевта следует тщательно соблюдать все рекомендации лечащего врача, включая изменение режима питания и выполнение определенных упражнений.

В большинстве случаев даже при наличии необратимых когнитивных нарушений вовремя начатое лечение и коррекция режима труда и отдыха позволяют добиться устойчивых положительных результатов и свести прогрессирование заболевания к минимуму.