Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Если у вашего ребенка СДВГ, он неуправляемый и импульсивный. Он не оправдывает ваших надежд, т.к. не может хорошо учиться, правильно общаться. В дальнейшем это может ему помешать стать успешным. Он и сам страдает оттого, что ему многое не удаётся, а вы тратите огромное количество сил, в результате чувствуете усталость и беспомощность, когда хотите, но не можете ему помочь.
Какие проблемы решаем
Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» специализируется на лечении детей и взрослых с СДВГ. У нас разработан и эффективно применяется комплекс реабилитационных мероприятий при СДВГ.
Индивидуальный подход
У каждого пациента есть свой лечащий врач – невролог. Он знает о пациенте и его заболевании всё, при необходимости может внести корректировки в курс лечения на любом этапе. Главное – это результат. По окончании курса лечения выдаются индивидуально разработанные рекомендации.
Лечение – это всегда комплекс
С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:
Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).
В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.
Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методики психотерапевтической коррекции. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психотерапевт. Зачастую требуется консультация психотерапевта не только самому пациенту, но и его близким, в первую очередь, родителям, если речь идёт о ребёнке. Лечение не заканчивается пребыванием в клинике, оно должно продолжаться всё время. Именно поэтому родители и близкие должны быть правильно подготовлены, обучены. Кроме того, ребёнок с СДВГ особенно сильно нуждается в поддержке и внимании со стороны родителей, поэтому их эмоциональное состояние должно быть стабильным, чтобы им хватало терпения и тепла для своего особенного ребёнка.
Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
Нарушения чтения, письма, речи требуют консультации логопеда-дефектолога. Логопедическая коррекция может устранить эти проблемы.
Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.
Инновационные методики
Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в лечении заболеваний центральной нервной системы, а как мы знаем, СДВГ относится именно к таким заболеваниям. Применение ТЛНС позволяет в короткие сроки восстановить регуляцию процессов возбуждения-торможения, что в конечном счете приводит к улучшению течения СДВГ, наилучшей психологической и двигательной коррекции. Кроме того, ТЛНС положительно влияет на когнитивные фикции, такие как концентрация внимания и память, улучшает сон, давая организму восстанавливать запасы нейромедиаторов и полноценно отдыхать.
Преемственность и повторяемость
СДВГ при правильном лечении имеет благоприятное течение. Важно поддерживать достигнутые результаты. Для этого при выписке мы даем подробные индивидуально разработанные рекомендации. Пока существует какая-либо остаточная симптоматика, курсы лечения необходимо повторять, как правило, 2-3 раза в год.
Подробнее о СДВГ
У каждого ребенка, даже самого крошечного, есть свой характер, свой неповторимый темперамент. В каждой семье существуют различные традиции воспитания. Всё это накладывает отпечаток на поведение и реакции ребёнка, на общение и открытость миру. Действительно, есть дети спокойные и послушные, а есть активные и непоседливые. Как понять: является ли поведение ребенка его особенностью, или это заболевание, например такое, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ?
СДВГ – это нарушение развития ребенка, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).
То есть СДВГ – это не особенность ребёнка, а заболевание. Таким детям тяжело учиться, поддерживать отношения с другими людьми. Это зачастую ограничивает их возможности в выборе профессии или круга общения, приводит к психологическим травмам. Следовательно, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать эффективное лечение.
Варианты СДВГ
С преобладанием нарушений внимания
С преобладанием гиперактивности
Смешанный вариант СДВГ
Причины СДВГ
В настоящее время нет единого мнения, почему примерно у 5% детей возникает данная патология.
Нейробиологическая теория
СДВГ возникает у детей с нарушением строения и функционирования головного мозга, преимущественно в префронтально-стрио-таламо-кортикальных структурах (окололобных участках коры и подкорковой области). Эти структуры могут повреждаться в период беременности, в родах и раннем детстве. Обычно у детей с СДВГ наблюдаются изменения в корково-подкорковых областях лобной области на МРТ.
Нейромедиаторная концепция
При СДВГ нарушается обмен особых веществ, необходимых для правильного функционирования головного мозга – так называемых нейромедиаторов. Основные медиаторы, участвующие в формировании СДВГ – это дофамин, норадреналин и серотонин. Эти же вещества участвуют во многих других процессах, в том числе, в контроле эмоций, вегетативных функций (функций внутренних органов), циркадных ритмов (сон, бодрствование) и др. Поэтому пациенты с СДВГ нуждаются в тщательном обследовании и выявлении всех симптомов заболевания.
Генетическая концепция
Выявлены гены, повреждение которых нарушает обмен нейромедиаторов и предрасполагает к развитию СДВГ.
Нейропсихологическая теория
Функциональная незрелость лобных отделов мозга приводит к нарушению регуляции управляющих функций и формирует симптомы СДВГ. В первую очередь страдает регуляция процессов возбуждения и торможения.
Пищевая теория
Формирование СДВГ зачастую происходит на фоне несбалансированного питания. Наиболее важно уменьшение количества белков, увеличение легко усваиваемых углеводов, особенно в первой половине дня. Также неблагоприятным образом сказывается недостаток витаминов, фолиевой кислоты, омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, мкро- и микроэлементов (магний, железо и др).
Неблагоприятные факторы внешний среды
Поступление в организм веществ, являющихся нейротоксинами, может приводить к повреждению головного мозга и развитию СДВГ. Наиболее опасны свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, никель и другие.
Диагностика СДВГ
Если вы предполагаете у ребенка наличие СДВГ, необходимо как можно раньше обратиться на консультацию к неврологу.
СДВГ может встречаться и у взрослых.

Диагноз выставляется на основе
клинических критериев СДВГ.

1. Симптомы невнимательности (у детей – не менее 6 симптомов, у подростков и взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):

• Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки невнимательности
  • Неспособность удерживать внимание длительное время
  • Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную речь
  • Неспособность следовать инструкциям, алгоритмам (особенно много, например, выполнять условия задания
  • Сопротивление вовлечению в процесс выполнения заданий, избегание или активное сопротивление
  • Частые утраты вещей, особенно тех, что необходимы для выполнения заданий
  • Лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли («витание» в своих мыслях)
  • Повседневная забывчивость (поручения, обязанности по дому, опоздания)

2. Симптомы гиперактивности (у детей – не менее 6 симптомов, у подростков и взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):

• Постоянные движения в кистях, стопах, ёрзание на стуле
  • Вставания с места, например, во время урока
  • Часто может забираться в разные места, влезать куда-то (у взрослых – беспокойство, невозможность усидеть на месте)
  • Невозможность спокойно играть, проводить время
  • Постоянно в движении, как «заведенный», словно «прикрепили мотор»
  • Болтливость
  • Отвечает на вопрос, не дослушав самого вопроса
  • Трудности с ожиданием своей очереди
  • Перебивает других, вмешивается в чужие дела, игры, берёт вещи других людей без разрешения.
Эти симптомы у ребёнка или взрослого должны достигать степени выраженности, мешающей ему учиться, общаться, работать. Они должны наблюдаться и дома, и в других местах (в школе, на работе, в гостях и т.д.). Их должны замечать не только родители и близкие, но и окружающие.

Существует мнение, что наиболее ранние признаки СДВГ можно заметить у детей в возрасте до 3 лет. Будьте начеку, если ваш ребенок:
  • Рано начал держать голову, сидеть, ходить
  • Недостаточно много (не по возрасту) спит
  • Засыпает только после того, как перевозбудится, или если ему требуется плакать и кричать перед засыпанием
  • Не умеет играть в спокойные игры
  • Вздрагивает или плачет от громких звуков, яркого света, появления незнакомых людей
  • Отбрасывает новую игрушку до того, как успевает её рассмотреть
  • Имеет проблемы с пищеварением: поносы, пищевая аллергия

Может потребоваться и дополнительное обследование с целью уточнения диагноза и исключения других заболеваний, имеющих схожую симптоматику:
  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
  • Метод вызванных потенциалов (ВП)
  • Консультация психотерапевта
  • Консультация логопеда
  • МРТ головного мозга
Консультация психиатра (по показаниям, чаще требуется взрослым пациентам с СДВГ)
Программы лечения, которые могут подойти пациентам с СДВГ*:
* Подбор программы осуществит лечащий врач
* При необходимости лечащий врач может вносить изменения в стандартные программы с учётом потребностей пациента.